В мэрии прошло совещание, на котором обсуждалось положение дел в жилищно-коммунальном комплексе города.
Представители УЖХ, руководители всех жизнеобеспечивающих служб города, главы районных администраций, директора департаментов мэрии обозначили наиболее острые проблемы ЖКХ и попытались найти выход из критической ситуации. Город подошел к той опасной черте, за которой могут произойти неконтролируемые процессы, если не принять необходимых мер. В первую очередь - большое количество аварий, устранить которые предприятия ЖКХ не смогут в силу объективных причин.
Проблемы возникли не сегодня, они накапливались годами. К внешним причинам можно отнести несбалансированность тарифной политики и бюджетных отношений, несовершенство нормативно-правовой базы. Внутренние проблемы, вытекающие из внешних, - это изношенность жилищного фонда, инженерных коммуникаций (количество аварий в этом году увеличилось в два раза), несоответствие структуры управления ЖКХ современным условиям, низкая производительность труда в отрасли и как следствие - отток кадров.
Несоответствие цен и тарифов федеральным стандартам, растущие цены на энергоносители привели к тому, что отрасль за последние четыре года недополучила около 2,5 млрд рублей. Задолженность предприятий и организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, за потребленные коммунальные услуги составила на 1 октября 168,5 млн рублей. У жилищников не остается денег на текущее содержание жилья, капитальный ремонт домов и теплотрасс, что обрекает их на невозможность исполнить необходимые работы и предоставить потребителям качественные услуги. Из-за хронического недофинансирования отрасли многие предприятия ЖКХ оказались на грани банкротства. За 9 месяцев этого года убытки в отрасли составили 47 млн рублей.
Немедленного решения требуют вопросы, связанные с восстановлением инженерного оборудования, коммуникаций, жилищного фонда. Износ коммуникаций составляет от 50 до 70 процентов, жилых домов - в среднем 17 процентов, из них 11 процентов имеют физический износ более 60 процентов. В еще более плачевном состоянии находятся дома и коммуникации, принятые в муниципальную собственность от ведомств, - их износ от 60 до 100 процентов.
Положение в отрасли усугубляется большой текучестью кадров. ЖЭУ укомплектованы в среднем на 65 процентов. Сказывается и невысокая заработная плата - в среднем она чуть больше двух тысяч рублей.
Начала приносить свои первые плоды утвержденная три года назад программа по энергосбережению. Устанавливаются теплосчетчики на ЦТП (60 центральных тепловых пунктов уже оснащены ими), в учреждениях бюджетной сферы (49 приборов), проводится реконструкция ЦТП, что сказывается на улучшении теплоснабжения отдельных микрорайонов. Большой объем работ по снижению энергозатрат выполнен Горводоканалом. По подсчетам специалистов департамента энергетики и ЖКХ, эти мероприятия избавят бюджет города от необходимости платить около 150 миллионов рублей поставщикам услуг за бюджетную сферу и жилье.
В городе реализуется пятилетняя программа реконструкции и модернизации жилищного фонда. Первый этап ее - реконструкция девяти ветхих жилых домов. В последующем предполагается перейти от единичных объектов к комплексной реконструкции кварталов и микрорайонов. Один из плюсов - привлекательность этой программы для инвесторов, которые получают жилье за счет надстройки реконструируемых зданий.
Еще один резерв - совершенствование системы управления отраслью. Первый опыт уже есть. В трех районах города созданы дирекции заказчика, произошло разделение функций заказчика и подрядчика. В ближайшие месяцы планируется создать еще семь таких служб. Не за горами то время, когда жильцы, товарищества собственников жилья будут сами выбирать обслуживающие их организации и выбирать лучших. Сегодня, из-за низкого уровня тарифов для населения, дирекции заказчика пока не могут в полной мере использовать свои возможности (желание оказать больше услуг есть, но нет денег). Тем не менее, в тех районах, где ДЗ уже работают, меньше жалоб и обращений от жильцов на качество обслуживания.
За четыре последних года жилищники смогли прибавить в работе, отремонтировав больше кровель, панельных швов, подъездов, отставание пока только по ремонту лифтов. Однако еще не до конца используются возможности собственников жилья. Между тем обслуживание «чужой» собственности обходится бюджету в 135 миллионов рублей ежегодно. Мало пока в городе товариществ собственников жилья, хотя около половины квартир в Новосибирске уже приватизировано. Прозвучало немало других конкретных предложений, которые, по мнению жилищников, могут стабилизировать ситуацию в отрасли. В том числе по активизации органов ТОС. Горожане не безучастны к проблемам своего жилья и могут внести вклад в улучшение его содержания, в его сохранность. Не прошел мимо внимания жилищников и такой вопрос, как повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В том, что это произойдет в ближайшее время, они не сомневаются.
Мэр Новосибирска Владимир Городецкий, по инициативе которого состоялось это расширенное совещание, предложил подготовить перечень конкретных мероприятий по решению проблем ЖКХ на предстоящие два года и обсудить их в конце декабря на городском совещании работников отрасли, с участием не только руководителей предприятий, но и рядовых работников. По мнению мэра, нужно еще многое сделать, чтобы вернуть в обществе уважение к труду жилищников, а их самих заинтересовать результатами работы. Городские власти готовы рассмотреть вопрос о предоставлении служебного жилья для работников ЖЭУ, обеспечить слесарей и дворников необходимыми инструментами, оборудованием, спецодеждой. Поднять престиж профессии, в том числе и организацией соревнования на звание «Лучший по профессии», подготовкой молодых специалистов. В декабре мэрия постарается погасить задолженность по выплате заработной платы, а в бюджет 2002 года - заложить повышение зарплаты жилищникам.