Новосибирск 4.7 °C

Жители Гусинобродского от перемен только выиграют, а бюджет - и подавно

29.11.2001 00:00:00

В прессе уже появились первые комментарии по поводу перемен, происходящих на Гусинобродской барахолке в связи с преобразованием МУП «Вещевой рынок» в ОАО «Гусинобродское». Так, в одной из газет, опубликовавшей интервью с главой ОАО Юрием Денисенко, приводятся данные, способные убедить в правильности выбранного властью пути даже самого отъявленного скептика. По словам Юрия Денисенко, средняя полумесячная выручка ОАО оказалась больше выручки МУП за аналогичный период на 147 процентов. Это те самые деньги, которые «крутились» и раньше, но в городской бюджет не попадали.

 Затевая несколько месяцев назад реорганизацию «Вещевого рынка», мэрия как раз и ставила себе одной из задач легализацию финансовых потоков на крупнейшей торговой площадке. Теперь эти деньги попадут в городскую казну. Если от МУП «Вещевой рынок» городской бюджет получал за счет аренды земли и 5% от прибыли порядка 10 млн рублей в год, то в 2002 году, по расчетам департамента потребительского рынка и земельных отношений, от ОАО «Гусинобродское» городской бюджет получит 60-65 млн. Эти деньги будут использованы для реализации социальных программ, а значит, во благо всех жителей города.

В том числе и района, где расположена барахолка. Это хотелось бы подчеркнуть особо. Разовую «спонсорскую помощь» прежнего руководства «Вещевого рынка», раздаваемую от своего имени, но оплачиваемую отнюдь не из собственного кармана, а все из тех же не направленных в бюджет средств, заменит долгосрочная программа реального улучшения условий жизни горожан, проживающих в этом районе, и обустройства его территории. О том, как это будет происходить, мы говорим сегодня с директором департамента потребительского рынка и земельных отношений мэрии Валерием Марьясовым.

- Валерий Георгиевич, сейчас, как известно, жителям массивов, примыкающих к Гусинобродскому вещевому рынку, не позавидуешь. Барахолка - «соседка» беспокойная. Шум, грязь, жители жалуются, что автомобили под окнами рычат, травят их газами, не проехать, не пройти.

- Это чистейшая правда. Количество автомобилей здесь физически превосходит все возможности территории. Со временем ситуация значительно улучшится, потому что программы развития этой крупнейшей торговой площадки предусматривают в первую очередь развитие рыночной инфраструктуры и перенос автомобильного рынка на другую территорию. Когда торговля начнет принимать более цивилизованные формы, начнут строиться торговые комплексы, они будут планироваться с учетом всех обязательных для цивилизованной торговли норм. Строится, допустим, павильон на столько-то торговых площадей, и обязательно предусматриваем соответствующее количество мест для стоянки автомашин как продавцов, так и покупателей. То есть будут изначально закладываться условия, не допускающие стоянки транспорта на проезжей части и во дворах домов. Когда все придет в нормативное русло, жители это сразу заметят. Не будет сегодняшней суеты, беспорядка, неорганизованности.

Облагораживание самого массива целесообразно начинать со стороны города. Это понятно - все заинтересованы, чтобы именно эта часть выглядела более цивилизованно. Сейчас управление архитектуры прорабатывает разные варианты возможного строительства, с учетом количества имеющихся площадей, учетом состояния грунтов и других геологических условий.

- Вернемся к перспективам самой барахолки. Как известно, территория, занимаемая бывшим МУП «Вещевой рынок», - это лишь малая часть торговой площадки, где участки земли занимают еще примерно 20 разных арендаторов - крупных и мелких.

- Действительно, ОАО «Гусинобродское» не является доминирующей торговой структурой на площадке. Тем не менее порядок там будет наводиться при активном участии мэрии, и начинать, как обычно делается в таких случаях, будем с себя. Как именно будет идти облагораживание территории - это пока обсуждается. Дело в том, что нельзя застраивать эту территорию просто как кому хочется. Ведь в перспективе, по генплану, здесь должна появиться, например, новая дорога, станция и нитка метро, в 2011-2014 годах - метродепо и т. д. Значит, где-то возможно строительство не капитальных, а только временных сооружений и проч. С учетом этого и после консультаций с наиболее крупными арендаторами на предмет их готовности участвовать в инвестиционных программах и будет принято окончательное решение. Это не какая-то далекая перспектива: мэрия планирует закончить все подготовительные работы в начале 2002 года.

Словом, главная задача, которая сегодня стоит, - найти варианты, которые позволили бы начать инвестиционные программы, учитывающие перспективы развития города, интересы городского бюджета и торгового сообщества, которое там сложилось.

А жителям нет особой разницы, кто будет владеть тем или иным участком земли. Важно, чтобы был результат - чтобы стало красиво, удобно. Вся площадка, занятая сегодня под торговлю, фактически торговой и останется. А изменения, которые будут происходить, связаны с тем, кому и на каких условиях эти земли будут предоставлены. Чтобы качественно изменить систему торговли, требуются инвесторы, готовые вкладывать деньги в серьезные проекты. А кто конкретно это будет, покажут результаты конкурсов - кто предложит лучшие условия, тот и будет работать.

- Кстати, один из доводов, приводимых в качестве аргумента преобразования МУП «Вещевой рынок» в ОАО, был связан именно с этим.

- Это обстоятельство носит принципиальный характер. В МУП инвесторы не придут - не та организационно-правовая форма. А в рамках ОАО можно привлекать инвесторов продажей части акций. Мы предполагаем, что участие частного капитала в инвестиционных программах будет очень активным, но тем не менее это все должно происходить под контролем мэрии, по правилам, разработанным в мэрии и при ее непосредственном участии.

- Куда планируется направить инвестиции?

- Для начала мы ставим задачу перейти от торговли из контейнеров к более цивилизованной. Но прекрасно сознаем: если сегодня построить дворцы с галереями, туда никто не пойдет. Сегодня в целом уровень доходов людей, одевающихся на барахолке, невысок, и многие готовы покупать товар заведомо низкого качества в антисанитарных условиях именно из-за его дешевизны. Это так, это будет в каком-то объеме существовать и дальше, и говорить, что мы это немедленно ликвидируем, неправильно. Торговля должна изменяться поэтапно. Сначала должны появиться стены и крыша, чтобы люди не в грязи ходили и на голову ничего не лилось, не сыпалось. Это будут еще не гипермаркеты, но все же будут иметь более высокий уровень для тех, кто готов покупать товар более качественный и чуть дороже, но в более комфортных условиях и с другим уровнем обслуживания.

Динамика движения к цивилизованной торговле будет зависеть от доходов населения. По мере роста доходов будет сокращаться контейнерная часть и возрастать более обустроенная. Сколько это займет времени, сказать трудно, но не один год - это точно. Ведь даже во многих богатых западных странах есть свои блошиные рынки.

Словом, на наш взгляд, на Гусинобродском должно быть несколько уровней организации торговли, рассчитанных на людей с разным уровнем доходов.

- Предположим, красивые торговые павильоны при участии инвесторов построили, определенный уровень комфорта покупателям обеспечили. Но люди боятся, что торговцы в стеклянных павильонах, чтобы компенсировать возросшую аренду, набросят цены на товар. Не подскочат ли они настолько, что барахолка в сегодняшнем своем качестве палочки-выручалочки для бедных потеряет всякий смысл?

- Мы как раз и должны организовывать торговлю таким образом, чтобы соотношение стоимости аренды и цены товара было привлекательно и для торговцев, и для покупателей. Другой важный момент: то, что находится не под открытым небом, легче проконтролировать, обезопасить от криминальных поборов. Поэтому те, кто станет работать на обустроенной территории, будут платить только то, что им положено: налоги, арендную плату. Эти средства в полном объеме будут поступать в городской бюджет и идти, в том числе, и в районы, на их благоустройство.

А в целом, создание различных уровней торговли на гусинобродской площадке позволит мэрии сохранить здесь руководящую роль и иметь перспективу ее дальнейшего развития. Новосибирцы смогут в цивилизованных условиях покупать различные по качеству товары по доступной цене и осознавать, что, делая покупки, они поддерживают городской бюджет, их деньги никуда не уходят, а остаются в городе. Ну а жители Гусинобродского жилмассива, где все это будет происходить, где со временем построят новую станцию метро, еще станут гордиться, что живут в таком обустроенном районе.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: