Новосибирск 5.5 °C

Не все собаки отличные пловцы

17.11.2001 00:00:00

Предвыборная ситуация в округе N 34 Калининского района

 Сегодня хочется поговорить о севере. Нет, не о Магадане или Якутии. О севере Новосибирска. Рука не поднимается писать «окраина». В славные годы самого махрового застоя здесь, на запущенных садах и пустырях, вырастали целые микрорайоны с милыми названиями Снегири и Родники, с широкими улицами Рассветная, Красных Зорь, выдававшими романтические души суровых начальников огромной советской империи по имени Минсредмаш. Тогда здесь по талонам можно было одеться-обуться, отовариться болгарскими компотами и венгерским зеленым горошком.

Но закончилась эпоха дефицита, и как рекой времени смыло весь эксклюзив северной части Калининского района. Остались лишь проблемы огромного спального массива. И апатия местных жителей. Как будто их активная жизненная позиция развалилась вместе с Советским Союзом. Здесь традиционно низкая явка на выборах. Здесь еще ни разу не состоялись ни одни довыборы. Люди долго жили без своих депутатов в городском и областном Советах. Феномен городского масштаба.

А уж если «северяне» выбирают, то дружно. И предпочитают «тяжеловесов»: весной депутатом горсовета от этого округа стал замгендиректора ПО «Север» Анатолий Соболев. Он не оставил никаких шансов другим «апрельским кандидатам» - ни жириновцу, ни защитнику чьих-то прав. Впрочем, никто и не сомневался в победе Соболева, коммунисты - и те не стали спорить с авторитетом крупного руководителя, не выставив в округе своего представителя.

Нынче на севере появился красный флажок. На доверие загадочных избирателей округа N 34 претендует член КПРФ Геннадий Голючков. Он точно соберет голоса бабушек, которые на всех выборах голосуют «за Зюганова», будь то хоть Папанов, хоть Чохохбили. И все. Потому что, при всем моем уважении к пожилым людям, в 62 года - это возраст кандидата Голючкова - лучше с внуками нянчиться, чем над законами голову ломать. Засыпающих на сессиях депутатов и так достаточно и в облсовете, и в Госдуме.

«Протестные» дедушки скорее пойдут за другим партийцем - временно неработающим членом ЛДПР Владимиром Понамаревым. Конечно, время «соколов» ушло, немногие поверят громким призывам соратника сына юриста.

Поэтому осенняя картинка на севере занимательна не политическими красками, а, образно говоря, рельефными фигурами. Из шести претендентов едва заметен самовыдвиженец (в истории новосибирских выборов еще ни разу не побеждал самопровозглашенный кандидат). Защитник прав человека Сергей Берестовой тоже не очень убедителен. От слишком частого употребления разные наши права: на труд, на свободу слова, на частичку социалистической собственности (и что это мне ваучер на ум пришел?) полиняли, как осенний заяц. Поэтому пока явно возвышаются два кандидата: директор Сидоренко и директор Киселев.

Леонид Сидоренко хорошо вписывается в рамки почитаемого местными избирателями портрета солидного руководителя. Он тут вообще из производственников - единственный, за ним - целый коллектив. И возраст самый продуктивный - 43. Но уж больно сдержан. Ни сам он, ни возглавляемое им предприятие не светились на голубых экранах, нет рекламных щитов вроде тех, что прославляют строительную фирму «Сибирь», хотя «Энергомонтаж» тоже строит. То ли привычка не болтать лишнего, так свойственная работникам секретных предприятий (а Сидоренко почти полжизни связан с НЗХК), сказывается, то ли уверен: «люди сами разберутся»... А может, он напрасно считает, что поскольку «Энергомонтаж» последние лет пять неофициально шефствует над местными садиками, школами и поликлиниками (пристроить, приварить, отремонтировать), то «сарафанное радио» и так его постоянно пропагандирует. Словом, у кандидата непростая задача - успеть раскрыться перед людьми, особенно перед теми жителями, кто никак не связан ни с оборонкой, ни со строительством и потому не имеет представления о личности руководителей из этих отраслей.

У кандидата Киселева задача противоположная - закрыться. Он мужчина тоже серьезный, а вот кандидат - смешной.

О человеческой серьезности бывшего первого вице-губернатора свидетельствует весь его долгий и мучительный опыт трудовой деятельности во властных структурах. У него, разумеется, широкая сеть разнообразных связей с чиновничьим людом всех уровней. Он, конечно же, замечательно ориентируется в географии финансовых рек, озер, родников и болот. Его исполнительский профессионализм, видимо, высоко оценивают в аппарате полномочного представителя президента и кое-где в Москве. То есть это действительно солидный и значительный мужчина. Но в качестве кандидата в депутаты он забавен. Этот вышколенный, глянцевый чиновник, давным-давно загнавший свое мировоззрение в футляр аппаратных правил жизни, на встречах с избирателями напоминает слепого и глухого поводыря, ибо зовет, вещает и обещает, вовсе не зная ни тоски, ни боли нормального новосибирца. Откуда? Представьте себе чеховского «человека в футляре» на заводе, на стройке или за рулем автобуса. Разве его поведение не вызовет улыбку рабочего? Господин Киселев, вращаясь в высших губернаторских сферах и ведя счет государственных денег на миллионы, скорее всего с трудом представляет, как можно прокормить многодетную семью на сегодняшнюю зарплату, как старику дотянуть до пенсии или как оплатить учебу ребенка. Понятно, что его доходы выше прожиточного минимума (что, конечно, справедливо). Естественная чиновничья оторванность от жизни простых людей не мешает ему в профессиональной менеджерской деятельности, но ежели он вдруг станет депутатом областного Совета, то это будет странный депутат.

У меня была собака. Я ее любил. Но она была какая-то неправильная - очень не хотела плавать. Будучи убежден, что все собаки чудесные пловцы, я раз за разом брал ее на руки и входил в обские воды. Затем отпускал. Несчастная псина, едва не подвывая от ужаса и дискомфорта, немедленно разворачивалась к берегу и судорожно гребла всеми лапами. На земле она первым делом с презабавным отвращением отряхивалась, обдавая меня брызгами, а затем умнючими своими глазищами словно умоляла: не надо, мол, больше в реку.

Когда я сейчас наблюдаю, как некоторые кандидаты в депутаты нервно протирают очки, страдальчески поглядывают в телекамеры, мудрено отвечают на простые народные вопросы, выдают вдруг завиральные полуфантастические идеи, я вспоминаю о том, что не все собаки - отличные пловцы. Не все профессионалы могут быть народными избранниками.

Почему же кабинетный работник, менеджер высокой квалификации, но абсолютно не трибун Василий Николаевич Киселев вообще пошел в народные кандидаты? Здраво размышляя, нахожу только одну-единственную причину: его об этом очень сильно попросили. Попросил важный человек, которому Василий Николаевич не умеет отказывать. Вы знаете этого человека. Думаю, что этим человеком может быть только бывший начальник Киселева Виталий Муха. Господин экс-губернатор снова рвется в бой, ему снова нужны соратники, ему для битвы за власть над бюджетом, за власть над умами и душами сограждан, наконец, просто для реванша (он же у нас боец!) немедленно, обязательно нужна команда. Здесь годятся все - лишь бы готовы были пойти за вождем в любые дали: и аппаратчик, и крутой хозяйственник, и финансовый магнат, и просто авторитет. Команда всегда великая сила, сомкнуть ряды и вперед - на приступ заветного здания на улице Кирова, 3. Ах, как ностальгически зовут директора обкома эти залы и кабинеты, как сладостны, как свежи воспоминания о былом могуществе на территории этих апартаментов!

Впрочем, мы отвлеклись. Но тут иначе не получается: мы говорим Киселев, подразумеваем - Муха.

Вот такой любопытный набор кандидатов у жителей относительно благополучного севера нашего города. Прогноз относительно их выбора делать не берусь, но в том, что люди придут голосовать - уверен. В каком-то смысле, в этом округе выборы можно считать историческими.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: