Особый интерес на выставке вызвали макеты |
Во вторник, 23 октября, в одиннадцать часов в выставочном зале «Сибирской ярмарки» перед сценой заменили кресла. То стояли простенькие пластиковые, а тут вдруг начали ставить металлические изящные и, судя по всему, недешевые.
- Как вы думаете, к чему бы это? - спросил я у одного из посетителей.
- Скорее всего, большое начальство будет! - ответил он.
Так оно и случилось. Вскоре в зале появились губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский, мэр Новосибирска Владимир Городецкий и многочисленные гости.
Мероприятие было коротким. И речей длинных не произносили. Состоялось официальное открытие выставки «Сибирь - экспорт - импорт». Или, как ее еще называли, - Международная политехническая выставка. И одним из важнейших и наиболее интересных стендов на ней был, безусловно, тот, который посвящен техническим достижениям Западно-Сибирской железной дороги. Собственно, это даже не стенд, а музей в миниатюре, своеобразная выставка в честь 100-летия Транссиба. Хорошо подготовленная и тщательно продуманная. И расположилась она прямо напротив сцены, где разместились за столом президиума гости.
Календарь на память о Транссибе |
Самая западная область России хоть и маленькая, в несколько раз меньше Новосибирской, и населения там всего полмиллиона, но стратегическое и геополитическое значение ее огромно. Мал золотник, да дорог. Одни из ворот в Европу и на Балтику, которых за минувшее десятилетие у нас осталось не много.
Калининград тоже привез свою экспозицию. Как сказал Егоров, от космических двигателей до печатной продукции. А накануне было подписано соглашение между двумя областями о торгово-экономическом, научном и культурном сотрудничестве. Новосибирск, конечно, располагает значительными ресурсами. В последние два года он стал интересен и как производитель продовольственной продукции: сельское хозяйство области существенно окрепло. Но, конечно, значительная доля выставки посвящена техническим достижениям новосибирских предприятий и институтов.
А всего в выставке приняли участие 320 фирм из 63 российских городов и 12 стран мира.
Президент выставки Сергей Якушин назвал ее праздником инженерной мысли России и признался, что мечтал о ней тринадцать лет. Посмотреть, конечно, есть на что. Организационная работа проделана громадная. И гостей было изрядно. В том числе и мэр корейского города Тэджона Хонг Сон ХИ. И так уж случилось, что Калининград и Корею вполне может связать единая транспортная артерия - Транссиб. Дорога не просто живет, но и развивается. В скором будущем она свяжет восточные окраины России с западными странами через Прагу. Соответствующее соглашение уже подписано с Чехией. Идут переговоры с северокорейским правительством о продлении Транссиба до восточной окраины полуострова. А если это произойдет, что вполне реально, то грузопоток по магистрали значительно увеличится. Потому что дальневосточным странам, с их мощным экономическим потенциалом, станет возить грузы по железной дороге выгоднее, чем водным путем по Индийскому океану.
Главный инженер дороги Аркадий Андреев дает интервью. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА |
Так что царское правительство далеко вперед смотрело, когда задумывало строительство Транссибирской магистрали. И построена она была в рекордно короткие сроки. Это при той-то технической оснащенности строителей. Когда основным видом транспорта был гужевой, а основным инструментом - лопата.
Сергей Якушин вручил главному инженеру дороги Аркадию Андрееву Большую золотую медаль выставки. По заслугам и честь. Западно-Сибирская железная дорога - один из постоянных участников «Сибирской ярмарки». И ей есть что показать и о чем рассказать. Сто лет - это не один день.
И еще одна важная деталь. Дорога постоянно лидирует в России по количеству перевозимых грузов. Твердое первое место. И занимает третье место по количеству перевозимых пассажиров после Московской и Октябрьской железных дорог. Но в европейской части страны и население побольше в несколько раз. И еще: Западно-Сибирская железная дорога - одно из устойчиво развивающихся предприятий. Несмотря на самые трудные времена.
Праздник состоялся. На сцене выставочного зала справа стоял медведь как символ Сибири. Слева - железнодорожный колокол как символ магистрали.
Трижды ударил колокол. Западно-Сибирская железная дорога вошла в новое столетие.