Не теряйте надежды, обучайте любя!

О том, чем живут педагоги Новосибирска, накануне Дня учителя рассказывает заместитель начальника городского управления образованием Нина Алискина.

 О том, чем живут педагоги Новосибирска, накануне Дня учителя рассказывает заместитель начальника городского управления образованием Нина Алискина.

- Нина Ивановна, экономические трудности не поколебали дух наших учителей?

- Удивительно, но нет. На прошедших августовских совещаниях впервые меньше поднималось материальных вопросов и больше профессиональных, это отметили все. Очень заинтересованно говорили о том, как повысить качество обучения, в целом об идеологии образования и воспитания нового поколения, потому что боимся его потерять. Но я думаю, такого не случится, хотя проблем много, учительство Новосибирска не растеряло свои позиции. Из года в год растет число учителей высшей категории: из 19 тысяч педагогов города сейчас высшую категорию имеют около 5 тысяч. Видели бы вы глаза наших учителей, когда они защищают свои технологии! Это такие умницы! 46 педагогов сейчас учатся в аспирантуре НГПУ.

Мы привыкли к тому, что опытные педагоги учат молодых. В каждой школе есть примерно четверть коллектива, у которой учится молодежь. Проблема обновления кадров, конечно, существует. Среди педагогов школ примерно 20% сегодня - пенсионеры, еще столько же на подходе к пенсии. Намерение правительства снизить пенсию для работающих пенсионеров уже обернулись оттоком педагогов. Уходят, к сожалению, очень грамотные специалисты. Учитель в 55-58 лет - это еще достаточно работоспособный человек.

Мэр города недавно принял ряд мер, чтобы привлечь молодых специалистов в школы. Выпускникам вуза выплачивается единовременное пособие в 1500 рублей. А для учителей с высшей категорией установлена надбавка к ставке в 140 рублей. 1 сентября в школы пришло 300 молодых специалистов. Это немало. Хотя на 25 августа было столько же и вакансий. Сегодня в школах осталось около 50 свободных мест. Как всегда, не хватает учителей иностранного языка и физкультуры. Я думаю, проблемы с кадрами будут решены, если зарплату учителя приравняют к средней в промышленности, не меньше. Судя по всему, правительство собирается это сделать. С 1 января, как вы знаете, зарплата бюджетников увеличивается в 1,89 раза.

- С каким настроением вы и ваши коллеги встретили новый учебный год?

- С ожиданием интересного года. Все школы начали работать, их сумели неплохо отремонтировать. Учителя не имели претензий к власти по зарплате: вовремя выплатили майскую зарплату и отпускные, в конце сентября началась выплата за август.

Радует, что город прирос еще одной гимназией - этот статус получила 55-я школа Заельцовского района. Сейчас в Новосибирске 9 гимназий и 9 лицеев. Причем не только в Центральном, Советском и Железнодорожном районах, как было раньше. Лицеи и гимназии появились в Ленинском, Кировском, Заельцовском, Первомайском районах.

- В чем, по-вашему, заключается идеология образования? И что нового появится в новосибирских школах в этом году?

- Моя идеология: ребенка надо прежде всего любить. И любя обучать. Начальная школа вообще должна обучать играя. Но играя умно. Чтобы развивать интерес детей к самостоятельной добыче знаний.

Что касается нового в школах, то мы продолжим создание школьных музеев, начатое очень активно в прошлом году. Постановлением мэра введена ставка директора музея. И везде для работы с учащимися принимаются социальные педагоги и психологи.

Наше учительство очень широко участвует в образовательных экспериментах. В том числе и по переходу на 12-летнее обучение. Эксперимент рассчитан на 6-7 лет и коснулся пока первых и десятых классов. На добровольных началах и при согласии родителей отрабатывать новую структуру и новое содержание образования взялись педагоги четырех образовательных учреждений: 174-го лицея в Ленинском районе, 22-й школы в Железнодорожном, 57-й школы Дзержинского района и 185-й - Октябрьского. Педагоги и завучи сами с большим интересом учатся в Институте повышения квалификации. Для учащихся, включенных в эксперимент, количество лет обучения не увеличится. Но если через 6-7 лет мы получим положительный результат, то тогда, возможно, все перейдут на 12-летнее обучение.

- Как вы относитесь к 12-летке?

- В принципе вопрос ставится правильно: надо стремиться не просто дать ученикам сумму знаний, а научить эти знания добывать, пробудить интерес к учебе. Но я пока не видела ни учебников (они на подходе), ни учебных планов. Хотя базисный план Минобразования мне понравился: достаточно вариативен, дифференцирован. Но нужны время и большой разбег, чтобы не наломать дров. Мы осторожно подходим, но любой эксперимент нам интересен.

- Александр Солженицын, сам в прошлом учитель, очень критически отнесся к 12-летке, считая, что нам надо возродить и сохранить то, что было, дать такое разностороннее среднее образование, с которым человек смог бы прожить всю жизнь.

- Сохранить - да, здесь я согласна с Солженицыным. Разговоры о том, что мы отстали в образовании от других стран, я считаю неправдой. Очень многие россияне, уехавшие за границу, присылают своих детей получить среднее образование именно в России. Наши дети свободно поступают в зарубежные вузы, даже удивление берет. Но я за то, чтобы развивать образовательные технологии. Сегодня меняются подходы к образованию, появляется компьютерное обучение - это же хорошо! По-моему, совершенно незачем выпускникам школ сдавать экзамены несколько раз. Это однозначно. Почти треть школ Новосибирска участвует в эксперименте по единому экзамену: заключают договор с вузами, создается единая комиссия для приема выпускных экзаменов. И выпускные экзамены в школе засчитываются как вступительные в вуз.

- Сколько лет надо, чтобы наша школа возродилась?

- А сколько лет надо, чтобы наша страна, наконец, подняла голову? И это ответ. Еще недавно доля затрат на образование в бюджете Новосибирска составляла 17,5%, в 2000 году - уже 25. Город отдает нам четверть, львиную долю. Мы видим, что образование - приоритетная статья расходов для городской власти. Но сам-то бюджет не отвечает потребностям города! Поэтому денег не хватает на многое. В школах надо обновлять учебные кабинеты, спортинвентарь и др. Школы еще держатся на энтузиазме учителей. Поэтому хотелось бы, чтобы экономика скорее окрепла как в Новосибирске, так и в России. Чтобы, если город сам больше зарабатывает, то и доходов бы у него на свои нужды оставалось больше.

- Поделитесь заветным желанием накануне Дня учителя.

- Я бы хотела, чтобы каждая школа стала оазисом счастья. Для учителей и детей. Хотела бы, чтобы учителями становились только по призванию. Задача общества - привести молодежь с таким призванием в школы. Мы сейчас стараемся, чтобы на получение высшей категории шли и молодые учителя, а награды получали не только в 50, но и 30-35 лет. Я три года возглавляю дипломную комиссию в педуниверситете. И когда вижу горящие глаза выпускников и их способности, всегда думаю: все в наших школах наладится, вот только начнем платить учителям нормальную зарплату.

Поэтому хотелось бы пожелать всем педагогам накануне нашего профессионального праздника не терять надежды! И поблагодарить каждого из них за труд и преданность школе.

Поделиться:
Копировать