Учитель учителей

Когда директор школы N 141 Г.А. Авдеева увидела в своей собеседнице умудренную опытом единомышленницу, она начала ее сватать в свою школу. Вообще не в характере Авдеевой переманивать кадры, но ей очень хотелось, чтобы в педагогической команде более чем в 70 человек была и она, Любовь Колесова.Нынче Любовь Ефимовна 51-й раз начала учебный год.

 Они познакомились на областной учительской конференции. Работали в одной секции и по теме «Психолого-педагогические аспекты руководства» стали победителями. Затем была новая встреча. И на конференции обеим посчастливилось снова работать вместе. Тема «Резерв управленческих кадров» обеими женщинами раскрывалась практически одинаково. И когда директор школы N 141 Г.А. Авдеева увидела в своей собеседнице умудренную опытом единомышленницу, она начала ее сватать в свою школу.

Вообще не в характере Авдеевой переманивать кадры, но ей очень хотелось, чтобы в педагогической команде более чем в 70 человек была и она, Любовь Колесова.

Нынче Любовь Ефимовна 51-й раз начала учебный год. У нее десятки грамот, она награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством». Желая встретиться с интересным человеком, я позвонила в школу. «Приболела», - а когда назвали номер домашнего телефона, я удивилась: немолодой педагог живет в центре, но уже десяток лет ездит в школу в микрорайон «Березовый», чтобы говорить с учащимися об истории России, чтобы общаться с директором и, самое главное - учить учителя.

По глубокому убеждению директора школы, Любовь Ефимовна держит руку на пульсе времени, знает и обобщает опыт других, работает над собой как учитель истории, не отходит от новых течений в реформе образования как завуч.

Быть учителем - одно, завучем - другое. Но и то, и другое - это наука, пусть в низшем ее проявлении, но наука, с которой Колесова шла рядом долгую-долгую жизнь. Она всегда причастна к науке.

- Мой Ленечка был доктором экономических наук, - улыбается моя собеседница.

Вот так - «Ленечка», «мамочка» - говорит она о близких, давно ушедших из жизни людях.

Любовь Ефимовна перенесла 11 операций, но никакая физическая боль несравнима с моральной болью. Вспоминая дорогих людей, она невольно говорит о дочерях-доцентах, о внуке, работающем над кандидатской.

Дом Любови Ефимовны - по сути консультационный методический центр. Сюда звонят, приходят, просят поддержки. Как, впрочем, и в ее кабинет, в котором рождаются идеи.

Это по ее предложению школа работает над проблемой «От развития личности учителя - к развитию личности ученика», что позволяет заканчивать каждый учебный год семинарами и конференциями.

- Да, устают к 30 мая учителя, но они непременно в этот день приходят на конференцию, где Любовь Ефимовна делает анализ прошедшему году. Да, устали, но выступают с докладами и мэтры образования, новички, - рассказывает директор школы Галина Александровна, педагог с 25-летним стажем.

По инициативе завуча школа вела эксперимент по подготовке для себя же педагогов. В тесной связке «школа - колледж - институт» шли и учителя, и воспитанницы к финишу. Результат налицо: две выпускницы этого класса и сегодня работают в школе. Всего в 141-й трудятся 16 выпускников.

А ведь пятьдесят один год назад, после одного из первых уроков, которые давала Люба Сергеева, ее мама - учитель с полувековым стажем - сказала:

- Все, Люба, меняй профессию. Работа в школе не для тебя. Где это видано, чтобы учитель повысил голос на ученика?

- Слез было море, - вспоминает Любовь Ефимовна. - Но поплакала и взялась за себя.

Как результат - назначение завучем в большую школу и праздничный ужин, за которым мама, Мария Дмитриевна, сказала о дочери: «Родился учитель». Несколько позже о ней уже говорили: врожденный методист.

Совершенствуя мастерство методиста, Любовь Ефимовна все больше убеждалась, что работа учителя требует самообучения, а раз так, то наработанный коллегами опыт ценен повторением. В 1993 году она завела книгу отзывов, в которой каждый может оставить запись об уроке коллеги.

- А что вы думаете - это большая моральная поддержка, - улыбается Любовь Ефимовна.

Завуч-методист Колесова каждому классу школы N 141 предложила вести Книгу успехов или Книгу чести, в которой бы записывались все интересные дела, вести своеобразную летопись школы.

- Учеба - это тяжелый труд, - считает Любовь Ефимовна, - и потому с детьми, особенно младшего возраста, надо играть.

Сколько таких игр за полвека работы в школе она провела - приходится только догадываться. Но как сплачивается класс, когда в игру включается она. Как доволен коллектив, когда слышит Любовь Ефимовну, читающую свои стихи, поющую и играющую на гитаре.

К слову сказать, семья у них была очень музыкальная. В доме «жили» гитара и балалайка, гармошка и мандолина. Как знать, может, отсюда такое всестороннее развитие личности Любови Ефимовны? Может, отсюда ее редкий дар слушать и слышать, понимать и принимать, остроумно шутить и мудро советовать?

...Порядка трех часов мне удалось наблюдать за Колесовой. В кабинет заглядывали (раз десять, не меньше) педагоги: хотели пообщаться, посоветоваться.

Свои знания, огромнейший опыт Любовь Ефимовна не прячет. Напротив, отдает. Но как жаль, что наработанное ею в школе N 141 не видят в других школах. Не востребованы ее труды «Эффективная организация методической работы», «Взаимосвязь внутришкольного инспектирования, контроля и мониторинга в системе педагогического менеджмента».

Любовь Ефимовна с грустью говорит об отсутствии обучающих семинаров в среде завучей, с радостью - о предстоящем пятнадцатилетии школы и с гордостью - о педагогическом коллективе и своем соратнике - директоре школы.

Умолчала Любовь Ефимовна о том только, что накануне Дня учителя - 2 октября - у нее день рождения. Здоровья вам, учитель учителей!

Поделиться:
Копировать