Новосибирск 0 °C

Визуальный контроль - 100 процентов

03.10.2001 00:00:00

С экскурсиями на НЗХК не бывают разве что детсадовцы

Будущие промышленные экологи на экскурсии в цехах НЗХК

 Недавно побывали на Новосибирском заводе химконцентратов. Впечатлило. Начиная с охранниц у входа в административное здание. С их внешностью, даже несмотря на камуфляж, кобуру на рельефных бедрах, можно было бы работать официантками в крутых ресторанах. Правда, там, наверное, получают меньше, чем на НЗХК, даже учитывая чаевые. Девушки не заставляли нас выворачивать карманы и открывать портфели и кофры. Нам выписали пропуски - и все.

Производство, конечно, впечатлило. Огромные площади, светлые настилы на полу, такие же стены. Во «внутренностях» каких-то агрегатов, чем-то напоминающих аквариумы, люди в респираторах и в белых халатах и колпаках (нам такие тоже выдали) копались вмонтированными в «аквариумы» перчатками. Но технология нас мало интересовала, мы даже ни разу не заглянули в «глазки» соседних агрегатов, в которые что-то наблюдали пришедшие на НЗХК с экскурсией студенты техуниверситета - будущие промышленные экологи. Все равно ни «аквариумы», ни «глазки», ни мигающие лампочки на пультах не могли ответить на интересующий нас вопрос. А нас интересовало только то, что любопытно каждому новосибирцу, ни разу на этом заводе не бывавшему, но слышавшему о нем столько всего угрожающего: насколько опасно производство для тех, кто на нем работает, и для города вообще?

Студентов (возможно, своих будущих коллег или даже контролеров за безопасностью производства) водил по цехам начальник технологического бюро цеха N 1 Владимир Кулько. Переходя от участка к участку и объясняя предназначение очередного механизма, Владимир Иванович всякий раз заканчивал речь примерно так:

- Контроль герметичности - 100 процентов, контроль геометрии - 100 процентов, контроль сложности топлива - 100 процентов, визуальный контроль - 100 процентов, контроль на наличие-отсутствие в таблетке другого обогащения - 100 процентов...

Генеральный директор НЗХК Владимир Афанасьев готов нести ответственность за все на заводе. Фото Сергея ПЕРМИНА
 Он напоминал гида краеведческого музея или выставочного зала, проводившего десятую за день экскурсию. Это сравнение, как оказалось, недалеко от истины. Чуть позже гендиректор НЗХК Владимир Афанасьев сообщит, что экскурсии на завод не редкость. Здесь стремятся побывать многочисленные гости города, студенты профильных вузов и колледжей, бывают даже школьники. Представителей различных самодеятельных экологических организаций и объединений с их «глобальной ответственностью» и «независимой экспертизой» сюда тоже пускают без проблем, но особо не жалуют: своими счетчиками-датчиками они больше мешают рабочему процессу, чем объективно приносят пользу. Приборов на заводе и своих хватает. Владимир Леонидович убежден, что более других за все, что происходит на производстве, глобально ответственен он сам:

- Я ставлю свою подпись и, следовательно, несу гражданскую, административную и уголовную ответственность за все.

Что касается независимых экспертиз, то на заводе постоянно работает Сибирский округ

Госатомнадзора России, который практически ответственен напрямую перед президентом, и независимее его организацию найти маловероятно, чего бы там любая из них ни декларировала. Ошибки бывают у всех, случаются и здесь, но имеют, как говорит Афанасьев, локальный характер. В Госатомнадзоре работают квалифицированные специалисты, и их замечания всегда по делу и исправляются тут же, подчеркивает он, поскольку сомневаться в компетенции надзорной организации оснований нет. Слухи о супервредности производства гендиректор склонен отнести к разряду россказней. На промплощадке есть вероятность получить от 9 до 14 микрорентген. В пассажирском самолете на высоте 10 тысяч этих микрорентген можно схлопотать около 400-450. Есть они в метро и даже на гравийной дороге - от 40 до 60 - в зависимости от того, где гравий был разработан.

Словом, наш визит на НЗХК убедил нас в двух вещах. Первая - шанс получить порцию облучения даже в цехах завода, не говоря уже о внезаводской территории, даже меньше, чем попасть под электрокар на каком-нибудь овощескладе и тем более на машиностроительном предприятии. И вторая - закрытость некогда сверхсекретного предприятия сохранилась разве что в названии остановки общественного транспорта у заводской проходной - «Гараж». Так в свое время постарались любители маскировать все и вся, а переименовать ее сегодня - руки не доходят. Нам кажется, зря: предприятие заслуживает хотя бы этого.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: