Чтобы одной бедой в области стало меньше

Так уж исторически повелось, что мучают Россию-матушку две беды. Называть не будем, и так все знают, какие. Можно было предположить, что в наши смутные времена дорожным строительством станут заниматься еще меньше. Но этого, слава богу, не случилось. Дороги ремонтируются, проводят их реконструкцию, в строй вводятся новые трассы и магистрали. Эта работа стала возможной во многом благодаря внебюджетному дорожному фонду. Тем не менее проблемы в дорожном строительстве остаются.
Константин Комаров

 Так уж исторически повелось, что мучают Россию-матушку две беды. Называть не будем, и так все знают, какие. Можно было предположить, что в наши смутные времена дорожным строительством станут заниматься еще меньше. Но этого, слава богу, не случилось. Дороги ремонтируются, проводят их реконструкцию, в строй вводятся новые трассы и магистрали. Эта работа стала возможной во многом благодаря внебюджетному дорожному фонду. Тем не менее проблемы в дорожном строительстве остаются. О них рассказывают наши собеседники: председатель комитета по транспорту, дорожному комплексу, информатике и связи Константин Комаров и Евгений Кожевников, заместитель начальника управления связи, транспорта и дорог администрации области.

Константин КОМАРОВ:

- В самом начале перестройки, считаю, был сделан весьма знаменательный шаг - создан внебюджетный территориальный дорожный фонд. Благодаря этому при всей неразберихе в хозяйстве дороги все-таки строились. И для нас это особенно важно, так как Новосибирская область находится где-то в седьмом десятке по количеству дорог с твердым покрытием. И наш профильный комитет все время занимался утверждением и разработкой бюджета внебюджетного территориального дорожного фонда. Мы отслеживали и нужды города. Новосибирск существенно страдает от того, что до сих пор нет объездной дороги, и все большегрузы, зачастую не имеющие отношения к городу и области, идут через него, портят дорожное покрытие. И хотя это было нарушением, 19% дорожного фонда использовали на ремонт дорог, по которым идет транзитный транспорт. Это раз. Второе - возглавляемый мною комитет следил за тем, чтобы оказывать помощь незащищенным категориям плательщиков «дорожных» налогов. Давали льготы, максимально снижали ставки налогов для учреждений культуры, образования, здравоохранения. Речь идет о налоге на пользование автодорогами и на приобретение транспортных средств. Этими вопросами мы занимались постоянно.

Вообще дорожный фонд - очень крупные средства, их объем - сопоставим с областным бюджетом. Когда первый созыв областного Совета стал работать, мы столкнулись с тем, что и фонд, и заказчик, и подрядчик - одна структура. В связи с этим с расходованием средств могли быть, скажем так, всякие недоразумения. По инициативе депутатов эти функции были разделены, и теперь их можно контролировать. Сейчас фондом командует первый заместитель губернатора Косоуров Виктор Семенович, есть государственное предприятие ТУАД - территориальное управление автомобильных дорог, которое является заказчиком от имени областной администрации, и есть подрядчики, которые на конкурсной основе предлагают свои услуги.

В настоящее время дорожный фонд не является внебюджетным. Согласно федеральному законодательству все фонды централизуются в бюджете. Но он остался целевым, и мы следим, чтобы деньги расходовались именно на дорожные нужды. Но работа нашего комитета не ограничивается исключительно «надзором» за целевым дорожным фондом.

Отчасти мы занимаемся и социальной политикой. В чем это выражается? Например, благодаря нашей инициативе раньше физические лица платили за транспортные средства меньше, чем юридические лица. Но прокуратура указала на это нарушение, хотя оно было в интересах населения. Тем не менее мы оставили очень серьезные льготы для ветеранов, пенсионеров и малоимущих. То есть задача у нас транспортная, но мы занимаемся и тем, что напрямую касается людей. Вчера рассматривали закон по вмененному налогу, и там тоже фигурировала цифра увеличения, на 40%, в том числе налога на деятельность пассажирских перевозчиков. Согласитесь, это может автоматически повлечь за собой увеличение стоимости проезда. Мы убедили администрацию, что для пассажирских перевозок налог поднимать нельзя. Ставки и так достаточно высокие, но, как свидетельствует бурное развитие этой отрасли, эта деятельность выгодна. Мы делали расчеты - фактически за два дня перевозчики выбирают стоимость налога, остальное - работа на амортизацию, бензин и прибыль. Тем не менее повышение ставок на единый налог по вмененному доходу может сказаться на увеличении стоимости проезда, и мы отстояли поправки.

Таким образом, две основные проблемы отрасли, на мой взгляд, - это реорганизация системы финансирования, сокращение общей налоговой базы, которое обусловлено изменениями в налоговом законодательстве, и сокращение оборотных налогов. То есть налога на пользование автодорогами и на приобретение транспорта. Они будут действовать еще один год, и за это время необходимо сформировать базу для формирования целевого дорожного фонда. Если этого сделано не будет, то строительство и ремонт дорог будут финансироваться за счет общего областного бюджета, перегруженного социальными программами. Эта проблема, кстати, будет острой не только на областном, но и на федеральном уровне. Эти два аспекта существенно осложняют работу дорожного комплекса как сейчас, так и в перспективе.

Тем не менее, по словам Евгения Кожевникова, многое удается сделать: за 8 месяцев текущего года плановые показатели выполняются. Единственная проблема - небольшое сдерживание темпов работ в связи с разрывом сезонности поступления средств: деньги поступают круглогодично, а пик работ приходится на летний сезон. В принципе, все налоговые сборы, которые планировали, поступили. Проблему финансирования решаем также с помощью кредитов, чтобы закрыть сезонный разрыв, прорабатывается ряд кредитов в Сбербанке, Альфа-банке. В этом году администрацией жестко поставлен вопрос о том, что план дорожного строительства должен быть выполнен именно в том объеме, без изменений. В мае-июне были определенные сложности с разворотом работ - заливали дожди, но сейчас мы в графике. На прошлой неделе завершено строительство трассы, соединяющей Куйбышев и Северное, идет реконструкция ряда мостовых сооружений, других объектов. Кроме того, за счет погашения недоимки в этом году удалось осуществить ремонт транзитных проездов по райцентрам области. Раньше ремонт проводили только до райцентра. Освоено порядка 100 миллионов по этому направлению. Был увеличен объем финансирования магистральных улиц и по Новосибирску. Кроме того, в этом году за счет дорожного фонда были проведены реконструкция Димитровского моста, ремонт Октябрьского моста, улиц Хилокской, Петухова и еще ряд значительных объектов, которые улучшили состояние дорог в городе. Продолжается строительство прямой трассы до Толмачева, заканчивается ряд работ по проходу через город Обь. Мы понимаем, что эта трасса очень важна и ввод ее в эксплуатацию позволит разгрузить выходы из Новосибирска. Тем не менее ряд проблем остается. В частности, это реконструкция улицы Ипподромской. Здесь нужно заканчивать переход через Фрунзе, планируется большой объем сноса жилья, нужно сделать скоростную магистраль, построить виадук. Вторая серьезная «стройка будущего» - большая транспортная развязка на улице Большевистской. В настоящее время идет разработка проектов инженерных коммуникаций и поиск необходимого финансирования. Там сейчас очень напряженная обстановка с транспортом. В декабре прошлого года главой администрации управлению финансов дано задание обеспечить изыскание 600 миллионов недоимки - на развитие и целевые программы. Что же, будем надеяться, что деньги на формирование целевого бюджетного фонда будут найдены, и хотя бы одной проблемой в Новосибирской области станет меньше.

Поделиться:
Копировать