Будем хорошо учить - сможем конкурировать

В Новосибирском гуманитарном институте прошло собрание ректоров негосударственных вузов Сибирского и Алтайского регионов. Представители коммерческих высших учебных заведений Новосибирска, Братска, Кемерова, Омска, Томска и Барнаула решили объединиться в Ассоциацию негосударственных вузов Сибири для совместного решения насущных проблем.

 В Новосибирском гуманитарном институте прошло собрание ректоров негосударственных вузов Сибирского и Алтайского регионов. Представители коммерческих высших учебных заведений Новосибирска, Братска, Кемерова, Омска, Томска и Барнаула решили объединиться в Ассоциацию негосударственных вузов Сибири для совместного решения насущных проблем.

Негосударственный сектор образования существует в России уже десять лет и сегодня занимает в общей системе образования достаточно прочное место. Доля коммерческих вузов в системе высшего образования - 43 процента, больше всего их в Москве, Санкт-Петербурге и на Северном Кавказе. А обучается в них сегодня девять процентов российских студентов. Чему? В основном - экономическим и юридическим специальностям, а также психологии, культурологии, философии, социальной работе, иностранным языкам. Технические специальности почти не открываются - для этого нужна дорогостоящая материальная база. Больше половины коммерческих вузов - это небольшие учебные заведения, в которых учатся не более пятисот студентов. Только в двух негосударственных вузах России из 418 обучаются свыше десяти тысяч человек.

По мнению ректора Новосибирского гуманитарного института Евгения Соколкова, понятие «негосударственный вуз» некорректно - обучение ведется по государственным программам, и выдавать госдипломы имеют право только те вузы, которые имеют государственную аккредитацию. Вся разница между высшими учебными заведениями состоит лишь в том, что в государственных вузах выполняется государственный заказ на специалистов, а в так называемых негосударственных - общественный. Именно там раньше всего начинают обучать тем специальностям, которые в данный момент больше всего обществом востребованы. Тем не менее образовательное законодательство, как считает Евгений Соколков, всячески пытается разделить статусы государственных и негосударственных вузов, ограничивая деятельность последних. В Новосибирске сегодня существуют семь негосударственных вузов и девять филиалов негосударственных вузов других городов, что составляет существенную часть от общего числа новосибирских вузов и говорит об их востребованности.

В свое время негосударственные вузы создавались Министерством образования в качестве опытных площадок. Туда действительно шли абитуриенты, по каким-либо причинам не попавшие в ряды студентов государственных вузов. Сегодня ситуация кардинально изменилась - конкурс в коммерческие вузы сравним с конкурсом в государственные, на некоторых специальностях есть группы, целиком состоящие из медалистов. Половина призовых мест в последней Московской юридической межвузовской олимипиаде были заняты студентами негосударственных высших учебных заведений. Так что говорить о неконкурентоспособности таких вузов было бы неправильно.

Другое дело, что качество образования, уровень оплаты за обучение и материальная обеспеченность учебного процесса в столице и в регионах порой отличаются, как день и ночь. Самый яркий пример - это разброс в уровне оплаты обучения: от двухсот в провинции до четырех с половиной тысяч долларов за год в столице. При этом давно подсчитано, что для обеспечения качественного учебного процесса, включая достойную оплату труда преподавателей, плата за год обучения должна быть на уровне 900 долларов с каждого студента.

При проверке негосударственных вузов выявляются множественные нарушения, есть даже случаи отзыва лицензий на право ведения образовательной деятельности. Среди ректоров и проректоров всех негосударственных вузов России только тринадцать(!) процентов имеют ученую степень, что, конечно, недопустимо. Отсутствие пригодных для занятий помещений, преподаватели, не имеющие высшего образования, - к сожалению, встречается и такое.

Поэтому, как считает Евгений Соколков, негосударственным вузам нужно объединяться, делиться опытом и вместе решать свои проблемы. Качество образования, кадровый состав, материальная база и социальная защита студентов - вот главные задачи, без решения которых негосударственным вузам сложно конкурировать на рынке образовательных услуг.

Поделиться:
Копировать