Стрелка Василия Гусева

27 сентября Василию Семеновичу Гусеву исполняется 75 лет. Он всю жизнь считает себя движенцем-стрелочником, хотя проработал на Западно-Сибирской железной дороге пятьдесят четыре года, начиная с должности действительно простого стрелочника до заместителя начальника дороги по движению.
Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 Он всю жизнь считает себя движенцем-стрелочником, хотя проработал на Западно-Сибирской железной дороге пятьдесят четыре года, начиная с должности действительно простого стрелочника до заместителя начальника дороги по движению.

И хотя родился на Алтае, судьба занесла со временем их семью в Коченево. Отец был хоть и сапожник, но грамотен. И до войны стал партработником. Потом фронт. Дома остались шестеро детей. Был ранен и на всю жизнь остался инвалидом. Так что детство у Василия Семеновича Гусева было тяжеловатым. После школы хотел, стать летчиком, а под Коченево находился летний лагерь летчиков-истребителей, и он много общался с военными, но медкомиссия его забраковала.

Пришлось идти на работу. Восемнадцати еще не было, и год он числился практикантом стрелочника, хотя фактически выполнял работу и делал это очень неплохо. Был крепок, здоров, в общем-то. И начальство его любило. Эти стрелки он запомнил на всю жизнь. Как бегал по путям и переводил их.

Все бы хорошо, так бы и продолжал бегать, но начальник станции сам познакомил его с пультом управления дежурного по станции. Это было уже интереснее. Он самостоятельно подготовился, выучил положенные инструкции и на одной из специальных проверочных комиссий напросился на экзамены. Осмелился даже поспорить с председателем комиссии по одной из инструкций. Память у него была превосходная. «Ну что ж, придется тебе поставить пятерку!» - сказал председатель.

Так вскоре он стал дежурным по станции Коченево. С тех пор он в сущности всю свою сознательную жизнь - диспетчер движения. Отучился в Свердловске в техникуме. Закончил его с отличием. Работал в Новосибирске. Но, разумеется, хотелось получить высшее образование. А НИИЖТ - вот он. И там как раз открыли трехгодичное отделение для практиков. Практики годик ему не хватало. Послали запрос в Москву. Пока документы ходили, он сдал вступительные экзамены. Разрешение пришло. А ему и говорят: зря, мол, сдавал экзамены - у тебя же техникум с отличием! Ничего, на пользу делу пошло. Старше по курсу в то же время в НИИЖТе учились ставшие потом известными людьми Борис Николаев и Иван Севастьянов. Вуз и поныне держит свою марку одного из престижнейших учебных заведений города. И здесь гордятся своими выпускниками.

В 57-ом году он стал инженер-лейтенантом. И снова дорога, проходящая через всю его жизнь. Хотел, было, на хозяйственной должности поработать. Но начальство смекнуло, что у него уже хороший опыт диспетчерской работы. И стал Гусев служить в управлении дороги дорожным диспетчером. Молодого способного движенца заметили, и он уверенно передвигался по служебной лестнице.

При одном из перемещений ему нужно было сдавать своеобразный экзамен: разработать суточный план движения поездов. Умудренный жизнью начальник дороги Николай Порфирьевич Никольский попросил его кое-что уточнить. «Почему, мол, именно вот так?» «Старший товарищ научил!» «А какое у него образование?» «Да несколько классов!» «И ты - инженер с высшим образованием - слепо выполнил его волю?» Замялся Гусев, а для себя на всю жизнь сделал вывод: до всего доходить самому.

Наверное, это был тот счастливый случай, который позволяет человеку определить свою судьбу. С тех пор в любом сложном деле он самостоятельно искал решение. Западно-Сибирская железная дорога еще с военных времен становилась своеобразной лабораторией передового опыта и новых технологий. Одними из первых в Сибири здесь переходили на электровозную тягу. Это здесь первыми перешли на «длинные плечи». И локомотивы теперь менялись аж в Исилькуле Омской области. Это создавало новые проблемы в планировании движения. И Василий Гусев предложил новый метод: на три дня вперед. И защитил его в министерстве.

Дорога активно росла, развивалась вместе с экономикой страны. В день, уже будучи начальником службы движения и заместителем начальника дороги, Гусев должен был пропустить до 130 поездов. Нагрузка и на дорогу, и на людей - огромная. Он проработал начальником службы дольше всех - десять лет, как подсчитал кто-то. Из них восемь - без выходных. Потом попросил хоть один выходной день. Договорились с коллегами. Его хватило еще на два года. Но потом он попросил Трубникова перевести его на пассажирские перевозки. Там было чуть полегче.

При встрече я спросил его: как же он выдержал эти десять лет? С юности закалка спортом, а спортом он занимается всю жизнь. Даже сейчас в свои семьдесят пять зимой на лыжной базе дважды в неделю по 15 километров лыжи, летом - водные. Иначе бы не смог столько работать в службе движения.

Западно-Сибирская всегда лидировала по объемам перевозимых грузов. Даже сейчас после нескольких лет спада в промышленности она регулярно побеждает в соревновании дорог. Но сейчас объемы снова нарастают.

В его годы работы приходилось вагоны распределять с большими трудностями. Директор «Сибсельмаша» однажды дошел до Филатова. У промышленников были свои проблемы: неритмичность поставок, штурмовщина. Это создавало трудности и для дороги. Транспортные «узлы» завязывались очень часто. В 88-м он решил уходить. Дорога изматывала. Ему дали республиканскую пенсию. А через два года все льготы похерили, и люди, отдававшие работе годы напряженнейшего труда, остались, как впрочем и все пенсионеры, у разбитого корыта.

«О себе-то думцы побеспокоились. Дружно так проголосовали за закон о собственном пенсионном обеспечении», - горько пошутил Гусев. Правда, к чести руководства дороги, ветеранов не забывают. Недавно его сделали «Почетным ветераном». Он продолжает помогать коллегам. То советом, а то и документацию разработает и оформит. Контакт с управлением сохранился.

В конце июля он в составе трехсот запсибовцев принимал участие в конференции в Москве, посвященной 150-летию железнодорожного движения в России и 100-летию Транссиба.

Конференция проходила в Кремлевском Дворце съездов. Пятитысячный зал был полон. Прибыли на праздник в Россию гости из 60 стран мира. Железнодорожников тепло поздравил премьер-министр Михаил Касьянов.

Прекрасной получилась художественная часть. На сцену выкатили макет паровоза Черепанова. Хореография перемежалась выступлениями выдающихся певцов. Зыкина, Магомаев, Синявская... Вели программу Лановой и Караченцов.

Не обошлось и без Аллы Борисовны. Но не любит ее Гусев. Сам он человек сдержанный. А тут... Встал и ушел.

- Что вы цените в дороге больше всего? - спросил я его.

- Порядок. Единственная отрасль, которую не удалось развалить.

- Чем особенно примечательна служба движенца?

- С людьми надо уметь работать. Сначала научить, потом спросить.

За 54 года работы на него не было ни одной жалобы от подчиненных. Если наказывал, то всегда справедливо, тщательно разобравшись в чужой ошибке.

...В 51-м из Алма-Аты после техникума приехала в Новосибирск по распределению молоденькая красавица техник-лейтенант Людмила. В 52-м они поженились. У них родились двое детей. Но Людмила ни за что не хотела отставать от мужа и пошла очно учиться в НИИЖТ. Трудно было адски, но закончила вуз. И тоже всю жизнь на дороге.

Они оба однолюбы.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать