Новосибирск 4.7 °C

Между «здравствуй» и «жду ответа»

15.09.2001 00:00:00

Работа - ничего веселого

 Сегодня службой безопасности никого не удивишь. Наверное, сейчас ее нет разве что в яслях и жилищно-коммунальных конторах. А в школах, больницах, театрах, магазинах и даже в банях, не говоря уже о навороченных фирмах и крутых компаниях, - эсбисты в камуфляже или в цивильных костюмах с обязательным мобильником в руке.

Есть такая служба и в Новосибирском прижелезнодорожном почтамте. Официально она называется по-другому - длинно и достаточно скучно - отдел почтовой безопасности Управления Федеральной почтовой связи Новосибирской области, но местные ее называют только так: служба безопасности. Ее сотрудники - трое здесь, на почтамте, и трое в управлении на улице Ленина - не в камуфляже и без кобуры под мышкой. Ее начальник Вениамин Бондаренко предпочитает носить футболку, а его заместитель Евгений Епимахов и ведущий инженер Геннадий Вдовичев - обычные костюмы. Задачи службы определены первым пунктом Положения об отделе почтовой безопасности, который гласит: «Обеспечение контроля за сохранением всех видов международных и внутренних почтовых отправлений». Первая мысль после прочтения его - чтобы, значит, чего не украли. На деле - не только и даже зачастую наоборот: чтобы не было лишка.

Вениамин Бондаренко. Фото Сергея ПЕРМИНА
 - В каждом пассажирском поезде есть почтовый вагон - вы знаете, - рассказывает Вениамин Григорьевич. - В Новосибирск или через Новосибирск их проходит ежесуточно до 50 штук. Наша задача - проверить сохранность перевозки в них почты. Самое популярное нарушение, с которым нам приходится сталкиваться, перегруз. Положено, скажем, 60 тонн груза, а перевозят 100 тонн. С одной стороны, это небезопасно для всего состава во время его движения, а с другой - обман государства: перевозка 60 тонн оплачена, а лишних - нет.

В России эта служба была создана только в 1994 году. Как будто министр связи вдруг спохватился: как это - почта транспортируется, а за сохранность ее никто не отвечает? Этим «вдруг» объясняется многое, в том числе и непонятно «короткий» штат: три человека круглосуточно работать не могут, а потому можно только догадываться, сколько перегруза проходит через Новосибирск во время их отдыха - сна, выходных, отпусков.

«Запрещенки» в мешках с письмами и посылках практически не бывает. Все оседает в Ростове - там и наркота случается, и оружие, и радиоактивные материалы. В общем, на первый взгляд, скучная работы. Почти что почтальонческая.

Ворона на гербе - верный
признак «липы»

«Липовые» конверты из коллекции Бондаренко. Фото Сергея ПЕРМИНА

 С этим заключением не согласны ни Вениамин Бондаренко, ни его зам с ведущим инженером. Минимум два обстоятельства нарушают внешне устоявшийся, как расписание поездов, рабочий процесс. Первое - постоянные «разборки» с сопровождающими почту, которые, естественно, не желают оплачивать перегруз, а второе - регулярное появление среди прочих почтовых отправлений «липовых» конвертов.

- Вот этот конвертик вам о чем-то говорит? - В руках у Бондаренко обычный продолговатый конверт с каким-то там рисунком. - А вот смотрите: письмо военнослужащего вроде, да? Треугольный штамп должен быть обязательно красным, а он синий. Дальше - «письмо военнослужащ.». Во-первых, шрифт должен быть весь ровный, а в надписи - первая буква не того размера. А во-вторых, слово «военнослужащего» должно быть написано полностью. Видать, торопились. Ну а главный признак - взгляните на герб. Разве это орел? Это ворона какая-то, даже унизительно.

Таких конвертов в последнее время значительно прибавилось. Эсбисты уже с большой долей вероятности вычислили откуда они идут. Со дня на день в этот райцентр Новосибирской области снаряжают экспедицию. А там уж вместе с правоохранительными органами особого труда не составит разыскать народных умельцев.

А вот другой конверт. В нем две закавыки. Первая - размеры тоже не те, а вторая - какие-то цифры на тыльной стороне, на которые никакой нормальный человек и внимания не обращает. А здесь обратили. 07980 - ну и что? А то, что их должно быть шесть, а не пять.

- За это спасибо нашим коллегам, - благодарит томичей и барнаульцев Вениамин Григорьевич, - от них пошли сигналы: шлете «левые» конверты.

За прошлый год, кстати, «липы» набрал отдел почтовой безопасности аж 63 коробки - 81900 штук. Кто-то - уже, правда, известно кто именно - неплохо нагрелся. Эта коллекция «потянула» - ни много ни мало - на 180 тысяч 180 рублей. А сколько их было распространено по другим регионам?

Что в конверте - скажут пальчики

 Время от времени операторы по обработке почты прижелезнодорожного почтамта обнаруживают поврежденные конверты. Они тут же вызывают своего начальника Михаила Шлыкова и кого-то из отдела безопасности. Составляется акт, конверт заново заклеивается, на него наносится штамп о повреждении, и он отправляется дальше по адресу.

Поврежден конверт может быть по разным причинам. Случается, что и по очень субъективным.

- На почтах работают женщины, чей стаж по 20-30 лет, - разъясняет Бондаренко. - Их пальчики настолько стали чувствительными, что могут наощуп определить: в этом конверте открытка, в этом просто письмо, а вот в этом - купюра между страничками. Как правило, так мамы «подкармливают» своих сыновей-военнослужащих.

В семье не без урода. Обратили внимание, что слишком часто стали появляться поврежденные конверты из Искитима. Причем отправитель местный, а получатель - «в/ч» - воинская часть, то есть, получи солдат письмо от мамы. Определили, в какую смену это происходит. Оказалось, в одну и ту же. И даже предварительно определили конкретного работника отдела связи.

Провели следственный эксперимент, так сказать. Отправили письмо, вложили купюру - и предусмотрели, чтобы попало оно именно в ту смену, и к той же работнице. После нее письмо пошло дальше, но уже с повреждением и без купюры. Второй и третий эксперименты дали тот же результат.

До суда дело доводить не стали: виновная Ф. - мать троих детей. Но с работы, конечно, уволили. Сейчас, кстати, «раненые» письма тоже встречаются, но явно иного характера «ранения», не меркантильного характера. И это, признается Бондаренко, радует: приятно, что твои коллеги честные люди.

Криминальное чтиво

 Что ждут от писем? Последних новостей, приятных сообщений, полезной информации... Ну, еще упомянутой уже денежки от родителей между страничек или фотографию, чтобы помнил. Оказывается, не только.

В цехе по обработке почты стоят штемпелевальные машины ШМ-4 аж какого-то девятьсот лохматого года. Правда, начальник цеха Михаил Шлыков уверяет, что в недавней командировке в Италии их тоже видел, но в музее связи. Дремучие машины тем не менее сыграли едва ли не решающую роль в недавних прямо-таки криминальных событиях.

Оператор Ольга Денисова занималась привычным делом: проштамповывала полученную корреспонденцию. Точнее, проштамповывала ШМ-4, а Ольга Ивановна подкладывала новые пачки. А машина, хоть она и старая, тоже чувствительная как пальчики операторов, и если хоть малейшее утолщение конверта - тут же его рвет.

И вот Ольга Ивановна стоит у ШМ-4, та стрекочет, штампуя конверты и вдруг - характерный щелчок и на станок из одного конверта высыпается мелкий-мелкий белый порошек. Прежде такого у Денисовой еще не было. Она вызывала начальника, начальник - отдел безопасности, отдел безопасности - знающих людей из правоохранительных органов, а те тут же дали заключение - гашиш.

- Наркотики, как правило, отправляются таким образом тоже в армию, - это уже дает справку Евгений Епимахов, - Где адрес отправителя, пишут - «от друзей» или «от знакомых». Ну да соответствующие органы легко определяют этих друзей и знакомых. А заодно и в часть адресата сообщают.

Гашиш, марихуана, даже маковая соломка... За последнее время прокуратурой было возбуждено шесть уголовных дел по пункту 2 статьи 228 УК РФ - распространение наркотиков, попросту говоря. И все виновные уже осуждены.

В конце текста, как водится, P.S.

 Недавно Бондаренко и Шлыков приглашали к себе тюменских и красноярских коллег. Оттуда, с Востока, потянулся целый шлейф «покалеченной» почты. «Везде есть недобросовестные люди», - заметил на это мягкий Бондаренко.

Письмам-то по большому счету все равно, как их транспортируют, и даже предназначенные для этого страховые мешки, мало чем отличающиеся от тех, в которые мы ссыпаем картошку, их не унижают. А вот отправителям и адресатам главное - чтобы почта пришла вовремя и без повреждений. Поэтому Вениамин Григорьевич даже сигарету при нашем разговоре не докурил - по радио объявили прибытие «Сибиряка», а значит и почтового вагона из Москвы. Наркотиков, взрывоопасных и радиоактивных материалов и прочей «запрещенки» среди посылок в нем не ожидается, а вот что там, в «картофельных» мешках, - это выяснится чуть позже. Вся надежда на чувствительные пальчики женщин-операторов да еще музейную редкость ШМ-4.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: