Татьяна Людмилина: «Мне в наследство достался очень хороший театр...»

Директорское кресло «Глобуса», вопреки предсказаниям, ни дня не пустовало. 6 августа на эту должность официально назначена Татьяна Людмилина, последние полгода - и.о. директора.Она совершенно не планирует заниматься функциями уборщика мусора. Конечно, просто - прийти и сделать заявление, что все будет по-другому, но сегодня это совершенно нерационально. Театр, построенный Марией Ревякиной с командой профессионалов, которую она создала, достоин того, чтобы его просто сохранить.

В «Глобусе» - новый директор

Татьяна Людмилина

 Когда полгода назад директор «Глобуса» Мария Ревякина была приглашена исполнительным директором фестиваля «Золотая маска», в театральных кругах начали поговаривать, что из столицы она уже вряд ли вернется, а следовательно в руководстве «Глобуса» опять возникнет «недокомплект». Для новосибирских театров это, как известно, тема болезненная. Судьбу «Глобусу» предсказывали самую разную и очень сочувствовали симпатичному главрежу Галибину, чья творческая энергия при пустующем директорском кресле будет уходить на менеджерские заботы. Одним словом, разговоров вокруг назревающей ситуации было много...

Мария Ревякина в театр, действительно, не вернулась, но директорское кресло, вопреки предсказаниям, ни дня не пустовало. 6 августа на эту должность официально назначена Татьяна Людмилина, последние полгода - и.о. директора.

- В вашем случае не было ситуации - вчера ушел один директор, сегодня пришел другой и открыл пустой кабинет...

- В этом отношении мне действительно повезло. Была возможность войти в курс дела постепенно. Освоиться, во все вникнуть, познакомиться с жизнедеятельностью театра, постоянно консультируясь с Марией Ревякиной.

- Говорят, новая метла по-новому метет, что будете менять?..

- Cовершенно не планирую заниматься функциями уборщика мусора и ничего мести не собираюсь. Прекрасно понимаю, в каком состоянии сейчас находится театр. Конечно, просто - прийти и сделать заявление, что все будет по-другому, но сегодня это совершенно нерационально. Театр, построенный Марией Ревякиной с командой профессионалов, которую она создала, достоин того, чтобы его просто сохранить.

- Вы более десяти лет проработали в оперном, потом пришли в «Глобус». Как вы вообще оказались в театре?

- По образованию я педагог, преподаватель географии и английского языка, заканчивала наш педагогический институт, последний курс совмещала с преподаванием в школе - мне это нравилось, и говорили, что неплохо получается. Но так сложилось, что на этом моя педагогическая практика закончилась. Отработала по распределению в одном из районов области, сначала была секретарем райкома комсомола учащейся молодежи, потом - первым секретарем райкома комсомола. В оперный театр меня пригласил Валерий Аркадьевич Бродский, в то время возглавлявший театр. Проработала там 11 лет. С сентября прошлого года работаю в «Глобусе».

- «Глобус» всегда стоял несколько особняком среди театров города. Другие с трудом сводили концы с концами, а он «жил» так, будто за окном не кризисные годы, а культурный ренессанс - приглашаются режиссеры первого ряда, ни в чем не знают отказа, в голос утверждают, что условия для работы феноменальные, непредставимые не только в провинциальном, но и не в каждом столичном театре. Спектакли идут «густонаселенные» с великолепными декорациями... Возникает естественный вопрос, на что вы живете и в каком процентном отношении в жизнедеятельности театра находятся бюджетные деньги, заработанные и спонсорские?

- Прежде всего мы зарабатываем сами. Я вам скажу такую вещь: норма показа спектаклей для театра - 280 в год, в прошлом году мы дали - 487. Конечно, мы не сидим сложа руки и не ждем, дадут нам деньги или не дадут, сможем поставить спектакль или не сможем. Бюджетные деньги в финансировании театра занимают, конечно, большую часть. Что же касается спонсорских вложений, то спонсоры просто так денег не дают, всегда должен быть взаимный интерес, мы этот взаимный интерес находим.

- Как складываются взаимоотношения с главным режиссером?

- На мой взгляд, нормально. Я очень четко представляю для себя и разграничиваю функции директора и главного режиссера. Функцию режиссера вижу в создании творческой атмосферы, ауры театра - именно он должен создавать спектакли, интересные сегодняшнему зрителю. Дело директора театра - организационно обеспечивать эти процессы, представить зрителю театр в таком состоянии, чтобы в него было приятно заходить. В отношениях между режиссером и директором должен быть тандем, команда, взаимопонимание.

- При Марии Ревякиной из театра ушел Григорий Гоберник, долгое время «Глобус» оставался без художественного руководителя, без главного режиссера. Если отстраниться от частной ситуации, то возможность конфликта заложена в самой ситуации объективно - режиссер желает творить без финансовых ограничений, и в этом он прав, а директор...

- Если спектакль режиссера будет интересен, привлечет зрителя в театр и получит хороший резонанс, то директор обязан пойти на все то, что заявляет режиссер. А от конфликта надо уходить. От конфликта прежде всего страдает коллектив, люди, которые работают. Победителей в подобных делах не бывает. Примеров тому множество. Руководитель должен быть прежде всего созидателем.

- На сегодняшний день вы абсолютно созвучны с Александром Галибиным?

- Я полностью принимаю его творчество. Прошлый сезон показал, что у нас достаточно положительные отклики и резонанс на большинство спектаклей. «Плачевную повесть о Дон Кихоте Ламанчском» мы представили на престижном петербургском фестивале «Радуга», где получили приз за лучший спектакль, а Евгений Калашник был удостоен диплома за лучшую мужскую роль. «Игроков» возили в Великий Новгород, где Вячеслав Ковалев получил премию за лучшую мужскую роль. В сентябре мы показываем в Екатеринбурге на Всероссийском фестивале «Реальный театр» «Игроков».

- При Марии Ревякиной театр мог себе позволить приглашать очень дорогих режиссеров. Взять хотя бы Фокина. В одном из своих столичных интервью он, кстати, заметил, что если бы в российских театрах платили как в Новосибирском, то он бы никогда не ставил вне России. Сохранит ли театр эту традицию?

- Я считаю, что дело не в цене, а в таланте приглашенного человека. Когда очень известные мастера соглашаются приехать в наш театр, дело здесь не только в финансах, а в высоком уровне организационных и технических условий, которые предоставляет театр. По отзывам всех, кто работал у нас в последнее время, «Глобус» - один из театров, обеспечивающий все условия для того, чтобы режиссеру комфортно, легко, профессионально, интересно работалось.

- Останется ли Минифест? Останется ли Рождественский фестиваль искусств, во многом благодаря которому Новосибирск поднялся на уровень культурной столицы?

- Все останется.

***

Для поклонников «Глобуса» сообщаем, что в сезоне, который театр начинает с новым директором, их ждет шесть премьер. Открылся сезон детской сказкой «двенадцать месяцев».

А с Марией Ревякиной, которую мы по-прежнему считаем «нашей», будем встречаться на Рождественских фестивалях искусств, исполнительным директором которых она (параллельно с «Золотой маской») тоже будет. И еще одно приятное известие, которое подтвердила Мария Евсеевна, приезжавшая на открытие сезона, - она приняла приглашение Олега Табакова и теперь займет кресло директора МХАТа им. Чехова.

Поделиться:
Копировать