На микрорынке в Левобережье четверо пацанов торговали кукурузой. Початки были еще изрядно зеленые, или, как говорят, молочной спелости.
Подошел.
- Почем?
- Рубль!
Выбрал совсем чтоб не водянистый, поинтересовался: откуда?
Из пригородного опытного хозяйства.
- Гоняют, поди?
- Редко, - махнул один рукой.
Подошла женщина. Подала пять рублей, стала выбирать початки и - вот бывают же люди! - одновременно отчитывала с педагогическими интонациями мальчишек за то, что даже с силосного поля брать початки нехорошо, потому что если это не народное, то все равно чужое.
Пацаны от столь внезапного напора и явного ханжества сначала растерялись.
- Зачем вам деньги? - вопрошала мадам. - У вас есть родители, они вас кормят.
- Мороженое, жвачка, карусель, - мямлили ребята.
- А завтра вы в чужой киоск полезете! - подошел еще один общественный обвинитель.
Собралось уже человек пять. Завязалась импровизированная дискуссия на тему: хорошо или плохо то, что пацаны промышляют летом мытьем машин, мелкой розничной торговлей, а то и явно под чьим-то руководством занимаются попрошайничеством. Сам видел не раз нарочито грубо стриженных, как овец, ребятишек с прилепленным на груди плакатиком: «Люди добрые, помогите не умереть с голоду сироте!»
Подошла женщина так называемой «кавказской национальности»:
- Что вы городите? Всех собак на пацанов навешали! Эти-то не попрошайничают, не воруют. Они просто мешок початков наломали! К труду уже привыкают. А вы...
Народ расходился, все же прихватывая по две-три кукурузины. Когда наступит восковая спелость, будут брать побольше и поактивнее.
Есть хорошая поговорка: «Нельзя быть святее Папы Римского». Наша жизнь вся состоит из массы компромиссов и условностей. Мы покупаем рыбу у браконьеров, посмеиваемся над «зайцами» в общественном транспорте. И однажды со мной был случай, когда на южной ветке в электричке контролеры жестко зацапали молодую женщину. От стыда и панического страха она кинулась в тамбур и закричала. Я заплатил за нее штраф, и ее оставили в покое. Она, оправившись от ужаса, стала со слезами на глазах благодарить меня. Мне было неловко. Хотя я, разумеется, гордился своим поступком.
И все-таки прямые и несгибаемые, как лом, люди тоже нужны в этой жизни. Идеал человека - Христос. Он был добр и требователен. Но «ломы», думаю, все равно нужны. Как обратная крайность чрезмерной гибкости мышления и морали.
Вот только спаси нас Господь от ханжей!