Новосибирск -0.4 °C

Человек с бульвара Капуцинов. Сибирский вариант

24.08.2001 00:00:00

 О гастролях первых киномехаников по бескрайним просторам Сибири в конце позапрошлого века можно было бы снять не менее захватывающий фильм, чем о приключениях «Человека с бульвара Капуцинов». Возможно, основой для сценария будущей приключенческой ленты станет книга Виктора Ватолина «Синема в Сибири», которая выйдет в свет в ближайшее время.

Таинственный «демонстратор» Маржецкий

 Новые покорители Сибири - строители Транссиба - в конце позапрошлого века протягивали рельсы ошеломляющими темпами. Судя по пестрящим в далеком 1896-м рекламным объявлениям, а это как раз год введения в строй моста через Обь, от них не отставал некий предприимчивый г-н Маржецкий со своим кинопроекционным аппаратом.

11 февраля 1897 года газета «Томский листок» поместила заметку с объяснениями технического принципа синематографа, общими впечатлениями от просмотра кино и сожалениями, что сеансы совмещаются с представлениями театра и цирка. Автор публикации выражал мнение, что кино само по себе настолько зрелищно, что нет необходимости подкреплять его другими мероприятиями. С высоты прошедших лет можно предположить, что коммерсант Маржецкий явно подстраховывался, дабы избежать возможного финансового провала.

Это были первые ленты «великого немого»: слезные мелодрамы, комичные сценки с примитивным сюжетом, осторожные пробы в документальном жанре.

В книге прослеживается путь Маржецкого по городам Сибири, и везде его гастроли сопровождаются шумным, невиданным успехом.

От Иркутска на перекладных он добрался до Забайкалья. А в июне того же года в газетах Владивостока печатаются объявления о киносеансах «демонстратора С. Маржецкого» и... сообщение о продаже им своего аппарата ввиду отъезда в Америку. Получается, что именно он стал первым, кто показал кино сибирякам.

Синематограф в Новониколаевске

 Федот Фадеевич Махотин, так же, как и Маржецкий, приобрел фонограф (проигрыватель с пластинками) и кинопроектор в Нижнем Новгороде и начинал гастроли тоже только в дополнение к цирковым представлениям. Но кино оказалось настолько выгодной затеей, что Махотин пошел дальше, решив построить собственный стационарный кинотеатр. Он был открыт в 1908 году.

Реклама в «Обской жизни» от 27 марта 1910 года кричала: «Фильм «Каторжник», 2400 аршина длины, идет 90 минут беспрерывно!!! - никогда и ни у кого в Новониколаевске: НЕВИДАННОЕ ЗРЕЛИЩЕ». Это было событие огромной важности. В том году Фома Махотин впервые в городе и одним из первых в Сибири применил при демонстрации фильма второй проектор, и картина стала смотреться как единое целое, без долгих пауз для перезарядки ленты.

Кстати, в начале прошлого века получила рождение новая профессия - тапер, музыкант, аккомпанирующий действию на экране. Но в те времена пианино было далеко не везде, поэтому таперы не принимали участия в гастролях, а работали лишь при открывающихся повсеместно стационарных кинотеатрах. Есть сведения, что предпринимались попытки озвучивания фильмов с помощью граммофонов. Однако из-за несинхронности из этой затеи ничего не вышло.

С развитием кинопроката начинает действовать теневой бизнес, появляются первые «кидалы» от кино. Заметка в «Сибирском коммерсанте» от 6 апреля 1910 года под заголовком «Просьба об аресте картин» рассказывает о скандале с владельцем кинотеатра «Центральный» Ганзеном, который, получая фильмы для своего заведения от саратовской прокатной конторы «Савва», тайно снабжал ими еще и театр в Мариинске и присваивал комиссионные. «Савва», узнав об этом, потребовала от полиции наказать злодея.

А вот и сведения об использовании СМИ в борьбе с конкурентами. Заметка сообщает о пожаре в кинотеатре Махотина, вызванном неполадками электроустановки, которая была вроде бы не разрешена властями, а посему кинотеатр закрывается. Подпись под заметкой «М.Т.» легко расшифровывается и читается как Михаил Тимошенко. По архивным данным выясняется, что г-н Тимошенко был владельцем другого новониколаевского кинотеатра - «Фарс».

Первый фонограф в городе. 1896 г.
 Из протокола заседания городской управы узнаем: «Поскольку синематограф «Товарищество» стоит в стороне, а потому конкуренция с другими синематографами ему непосильна, то следует понизить его арендную плату с 12 рублей за квадратный сажень в год до 10 рублей». Налицо лоббирование кого-то из чиновников городской управы в интересах «Товарищества». На самом деле этот кинотеатр стоял в старом Ново-николаевске в отдалении от одного из конкурентов примерно на 200 метров, а от другого не больше, чем на 500.

Гастролирующий весной 1912 года в селе Бердском (нынешний Бердск) демонстратор кино бийский мещанин Александр Николаевич Терехов и здешний пристав выясняли отношения в связи с намерением гастролера открыть постоянный кинотеатр. Пристав упорно настаивал на реконструкции здания перед открытием, однако Терехов считал это излишним. Кончилось тем, что поскольку проект заведения демонстратор предоставить не смог, то он покинул Бердское вместе со своей установкой. Газетная заметка сообщавшая об этом инциденте, заканчивалась сожалениями пристава об отъезде Терехова. Пристав считал, что «синематограф здесь очень желателен ввиду полного отсутствия увеселительных учреждений».

Кто автор?

 Пора познакомить читателей с автором книги. Это член Союза кинематографистов России, ветеран новосибирского кино, в недалеком прошлом главный редактор «Новосибирсктелефильма», ныне пенсионер и работник Новосибирского краеведческого музея Виктор Ватолин.

Он вспоминает:

- Однажды у меня в руках оказалась подшивка газеты «Кинонеделя» за 1924 год. «Раскопал» ее в одном из питерских букинистических магазинов мой близкий товарищ. Тяжелую подшивку он тащил через всю страну. И тащил, в сущности, из-за коротенькой заметки. В ней сообщалось, что летом 1924 года в Новосибирске (тогда еще Новониколаевске) идут съемки большого художественного фильма. Заметка никак не вязалась с прочно устоявшимся представлением, по которому принято было считать началом кинопроизводства в Сибири год 1930 - время образования студии хроники. Дальше - больше. Выяснилось, что уже в конце 20-х Новосибирск обладал довольно солидной студией «Киносибирь». Ну а вскоре обнаружился факт и совсем уж поразительный: истоки кинодела и в Новосибирске, и в Сибири уходят еще глубже, в конец позапрошлого века. Не заняться этим было просто невозможно. В результате предпринятая попытка разобраться во всем огромном объеме собранного материала (правда, с долгими и неоднократными перерывами) заняла больше 30 лет.

Надеюсь, что это будет первая, но не последняя из книг о кино в Сибири. Тем более что информация о послереволюционном периоде изобилует замечательными достижениями сибирского кино. Именно производства кино, а не кинопроката.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: