Яндекс.Метрика

Дверь в вузы открывается для лучших

В конце августа в Кремле должно состояться заседание Госсовета, посвященное обсуждению проблем образования в России. Нетрудно предположить, что собравшиеся на нем губернаторы среди прочих болезненных тем, затрагивающих наше образование, поднимут и тему единого госэкзамена.

 В этом году впервые в нашей стране для более чем 30 тысяч выпускников школ республик Марий Эл, Чувашии, Якутии, а также Ростовской и Самарской областей проводился эксперимент по сдаче единых государственных экзаменов (ЕГЭ). Этот экзамен был одновременно и школьным выпускным, и вступительным в вузы. По условиям эксперимента, требования экзамена были едиными для всех, принимавших в нем участие. Примечательно, что в эксперименте участвовали не только региональные вузы, но и престижные столичные. Например, Высшая школа экономики, Московский государственный университет дизайна и технологий, МИРЭА, Московский текстильный университет, Санкт-Петербургский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, куда по итогам ЕГЭ были зачислены десятки выпускников школ.

Главным достоинством эксперимента является то, что он прошел без явных срывов. Лишь из-за наводнения выпускники нескольких районов Якутии не смогли принять в нем участие. Остальные регионы, выбранные для проведения эксперимента, осваивали новую форму экзамена. А она действительно сильно отличается от привычной для нас. Во-первых, экзамены сдавались в специальных пунктах, созданных в крупных городах, куда у каждого учащегося был персональный пропуск. Во-вторых, принимали этот экзамен не педагоги, учившие ребят несколько лет и так или иначе заинтересованные в хороших экзаменационных отметках, а независимые эксперты, что на порядок повышает объективность оценок. И, в третьих, педагоги-эксперты проверяли закодированные работы, не зная имен их авторов, и постороннее вмешательство в процесс проверки было абсолютно невозможно.

В итоге утечки информации не произошло ни в одном регионе. А это значит, что такой форме проверки знаний, как ЕГЭ, можно доверять. Отличных оценок было более 5%, что, впрочем, сопоставимо с ожиданиями школ. Именно такова примерная доля медалистов. А если они справились с заданиями ЕГЭ, следовательно, требования этого экзамена не превышают требований школьной программы. Тем самым «пятерки», полученные на ЕГЭ, отражают реальные знания учеников. А вот «двоек» оказалось больше, чем при обычных экзаменах - 6,5-7,5%. Однако это может объясняться не только низким уровнем подготовки выпускников, но и пока непривычной для них формой экзамена. В то же время, по существующим правилам проведения эксперимента, годовая текущая оценка перекрывала полученную «двойку», и дети в этом случае не пострадали.

Все ученики, которые принимали участие в эксперименте, кроме обычных аттестатов зрелости, получили специальные сертификаты с баллами. Именно они и стали для них пропуском в вузы. Например, 14 человек по итогам ЕГЭ были зачислены в одно из элитарных высших учебных заведений страны - Высшую школу экономики.

Эксперимент по ЕГЭ показал, что единый экзамен может не только успешно конкурировать со сложившейся системой приема в вузы, но и имеет явные преимущества. Ведь он устанавливает единое образовательное пространство и единые стандарты для всей страны. Сегодня каждый региональный и, тем более, столичный вуз имеет свои требования к поступающим, которые подчас гораздо строже школьной программы, и без дорогостоящих репетиторов экзамены в такие вузы не сдать. Такая система не дает возможности контролировать процесс приема в вузы, чем, не секрет, многие из них злоупотребляют. И за «высокими требованиями» скрываются на самом деле «высокие поборы» с родителей абитуриентов.

Эксперимент с ЕГЭ и последующее его распространение уже на всю страну задумывался прежде всего с целью сделать высшее образование доступным для всех желающих вне зависимости от толщины кошелька и места жительства. Сдал единые экзамены в Якутии, не выезжая из своего городка, отправил документы в МГУ и, если твой балл, полученный на ЕГЭ, оказался «проходным» для университета, стал студентом. Никаких репетиторов, никаких поездок в Москву «на авось», никакой нервотрепки длиной в полтора-два месяца сначала на школьных экзаменах, потом - на вступительных. Ведь сегодня, пройдя неимоверные испытания, ребенок зачастую обнаруживает, что в конце пути ему не хватило какого-нибудь одного балла до заветной цели. Но не потому, что он хуже знал, а потому, что важнее деньги и связи, чем знания.

В конце августа в Кремле должно состояться заседание Госсовета, посвященное обсуждению проблем образования в России. Нетрудно предположить, что собравшиеся на нем губернаторы среди прочих болезненных тем, затрагивающих наше образование, поднимут и тему единого госэкзамена. Во всяком случае, в документе, подготовленном рабочей группой Госсовета и получившем название «Образовательная политика России на современном этапе», идея ЕГЭ, безусловно, поддержана. Членов рабочей группы не пришлось долго убеждать в том, что единый экзамен откроет дверь в вузы лучшим. А кто они - москвичи из элитных школ или «новые Ломоносовы» из Сибири - абсолютно неважно.

Поделиться:
Копировать