О чем молчали горячие эстонские парни

В Эстонии на государственном и муниципальном уровнях (Таллин, Тарту) в обязательном порядке публикуются в Интернете все проекты нормативных актов, так там еще предусмотрена возможность для любого гражданина, так же через Интернет, дать свою поправку к каждому документу и (что почти невероятно!) проследить ее судьбу до полного принятия или отклонения.

А как у них?

 А у них по-разному. На днях я принимал участие в международной конференции «Антикоррупционные стратегии для стран с переходной экономикой: общие проблемы, общие решения», которая проходила в Киеве 18-21 июля (организаторы: Трансперенси Интернешнл-Россия, Трансперенси Интернешнл-Украина и Украинская коалиция «Свобода выбора»). И убедился: проблемы с доступом граждан к правительственной (муниципальной) информации на всем постсоветском пространстве (где переход от якобы социализма к якобы демократическому обществу происходит в совершенно идентичном идеологическом тумане), по сути, одни и те же, с небольшими нюансами. Общественные организации с равным энтузиазмом атакуют правительственные и парламентские структуры, пытаясь склонить их к большей открытости, а те прикрываются существующими законами, практически игнорируя саму возможность их изменения.

Так, в Армении результатом проекта «Во имя более открытого правительства» стали незатейливые выводы о том, что «в том случае, когда информация может послужить критике какой-либо государственной структуры, есть вероятность ее искажения или сокрытия, что вынуждает к перепроверке предоставленной информации, а также поиску альтернативных источников».

В Молдове аналогичный проект на муниципальном уровне развивался два года. Общественная организация даже поставила в муниципалитет свой компьютер, полученный на международный грант. Им в муниципалитете охотно пользовались (как пишущей машинкой), а затем, по окончании гранта, вежливо вернули, старательно очистив его память от всей «служебной информации».

И только «горячие эстонские парни» не участвовали в дискуссии на тему открытости власти, заслужив в свой адрес достаточное количество ироничных реплик по поводу собственной «закрытости». Во время одного из перерывов я разговорился с Райво Бахманном, членом аудиторской службы Тартуского муниципалитета. И вот что узнал.

Мало того, что в Эстонии на государственном и муниципальном уровнях (Таллин, Тарту) в обязательном порядке публикуются в Интернете все проекты нормативных актов, так там еще предусмотрена возможность для любого гражданина, так же через Интернет, дать свою поправку к каждому документу и (что почти невероятно!) проследить ее судьбу до полного принятия или отклонения. Но на этом мои удивления не закончились. Любой гражданин Эстонии имеет не только право, но и возможность выставить на том же официальном сайте свой собственный законопроект и точно таким же образом проследить, как с ним будут работать депутаты и чиновники. В дополнение к этому существует соответствующее агентство, контролирующее действия органов власти на предмет своевременности и полноты предоставляемой информации.

«Я с большим любопытством слушал ваш рассказ о проекте «Прозрачный город», - сказал мне Райво. - Но я не понимаю, почему ваши депутаты и чиновники сами не пришли к выводу, что в их собственных интересах расширять объем общественного участия и собственной открытости. Мы живем в таком режиме с 1992 года и видим, что опасаться здесь абсолютно нечего. Общественное участие только укрепляет власть. Если, конечно, она хочет считаться демократической».

И я понял, что в рамках нашего проекта «Прозрачный город» мы пытаемся выдумать очень хороший, удобный, но уже давно и успешно сконструированный и используемый велосипед. И мы договорились с Райво Бахманном, что попробуем сделать совместный проект, предусматривающий стажировки наших новосибирских депутатов, чиновников и лидеров общественных организаций в Тарту. Чтобы своими глазами посмотреть и своими руками потрогать это «прибалтийское чудо», о котором «горячие эстонские парни» даже стеснялись говорить. Они настолько к нему привыкли, что даже не называют его «открытым обществом». А началось все в Эстонии с принятия базового Закона о публичной информации, аналог которого в нашей стране, напомню, не может пробиться на парламентские слушания уже более трех лет.

Виктор ЮКЕЧЕВ, руководитель
проекта «Прозрачный город»
Поделиться:
Копировать