«Частник» надежды нашей

Как любила выражаться наша комендантша в университетском общежитии, «унитаз - лицо студента». Точно так же и маршрутный транспорт - лицо Новосибирска, с той только разницей, что времяпрепровождение на упомянутом выше сантехническом устройстве слишком уж часто оказывается не в пример комфортабельнее и дешевле...

 Раннее июльское утро. Наша рейдовая бригада в составе представителей Российской транспортной инспекции, контрольно-ревизорской службы управления пассажирских перевозок, налоговой инспекции Октябрьского района и вашего покорного слуги десантируется на станции метро «Речной вокзал». Транспорта вроде бы хоть пруд им пруди, хоть реку Обь им же перегораживай, но вот если приглядеться не к количеству, а к качеству...

Начальник отдела пассажирских перевозок НОО РТИ Владимир Барымский:

- Согласно закону о защите прав потребителей, в салоне каждого автобуса или маршрутной «Газели» должна быть четкая информация для пассажира: координаты владельца, тариф, местонахождение средств безопасности. Разумеется, что транспортное средство должно соответствовать техническим требованиям, предъявляемым к маршрутным перевозкам. Иначе нельзя - не дрова, как говорится, возим, а людей.

Что ж, первые впечатления от того, что мы называем подвижным составом независимых перевозчиков, появляются ровно через пять минут. Выразить их можно коротко: для перевозки дров эта техника в самый раз.

Начинаем с сугубо частного маршрута - 1203. Красный «пазик» частного предпринимателя Антипова Сергея Ивановича А646УН - тариф в салоне не указан, сиденье перед входной дверью выдрано с корнем. И он не один такой на этой линии.

Симпатичная кондукторша с другого переделанного таким же образом частного «пазика» К929СО поясняет: «Сиденья? Специально убираем, чтобы пассажирам удобнее было. Да и сумки ставить некуда, если кто с ними едет».

Интересная, прямо скажем, логика: дескать, стоять пассажиру удобнее, чем сидеть - при том, что ехать по этой трассе без малого час. А вот везти стоячих клиентов явно выгоднее - больше вмещается. Может, дело именно в этом?

14-й маршрут, «Газель» А419УЕ - тарифа нет, путевой лист водителя просрочен почти на две недели, медосмотр перед выездом на линию не пройден. Мое внимание привлекает симпатичный плакатик: «Второй огнетушитель в салоне у входной двери». Дверь находим без проблем, а вот противопожарное средство как корова языком слизала.

Придираемся? Мелочи? Увы, известны на российском транспорте случаи, когда и маршрутные «рафики», и «Газели» горели синим пламенем прямо на линии. Так что огнетушитель в салоне - отнюдь не роскошь. Но чего нет, того, как говорится, нет.

Впрочем, не дай Бог на «частнике» попасть в аварию по-настоящему. Основной документ пассажира - билет - здесь, как правило, не выдается. В отличие от муниципальных машин, ни в одном из проверенных нами в тот день нескольких десятков независимых автобусов и «Газелей» нам не удалось обнаружить координат владельца. В лучшем случае в салоне была вывешена некая фамилия - а где искать конкретного хозяина, к примеру, Иванова Ивана Ивановича, разве что одной мэрии ведомо. Для хамства водителей и кондукторов, не такого, кстати, и редкого у частных перевозчиков - самое раздолье.

Информация к размышлению - не так давно в городе Томске решили убрать с маршрутов все независимые «кавзики». Причина - завод не продлил сертификацию на эти машины. Разумно? Пожалуй, безопасность пассажиров превыше всего.

В отличие от предусмотрительных соседей, у нас в Новосибирске, похоже, дают зеленый маршрутный свет всему, что движется. О «кавзиках» я и не говорю - этого добра у нас, как бродячих собак. А вот жемчужиной наших перевозок, на мой взгляд, являются железные ящики иностранной марки «Таджик» производства города Худжанда. Это среднеазиатское чудо техники не то, что город - уважающая себя деревня на линию пускать не должна. Тем не менее, трудятся они у нас в немалом количестве на радость владельцам и на тоску пассажирам.

Вот только один такой экземпляр - К613ВЕ господина Сафонова с маршрута N 1208. Сиденья почти на половине салона отсутствуют принципиально - заменены на железные поручни, к которым удобно разве что лошадей привязывать. Кондуктор на этой автобусной модели едет верхом на двигателе: другого места конструкторами просто не предусмотрено. Единственная узкая дверца расположена раза в полтора выше, чем у «пазика» - лезешь в автобус, как тот самый таджик в седло. Строго говоря, пять рублей за проезд в данном случае - форменный грабеж: за поездку на подобной страхолюдине пассажиру еще и доплачивать должны.

Владимир Барымский: - Действительно, эти машины не предназначены для маршрутных перевозок - это, скорее, техника для вахтовиков или для персонального использования. Но дело в том, что транспортная инспекция выдает лицензии только на вид деятельности: иначе говоря, если хотя бы семью к теще на блины везти можно, мы отказать не имеем права. А дальше хозяин автобуса заключает договор с муниципалитетом и получает допуск на маршрут: вот здесь и должен происходить отсев, но не происходит. А расплачивается в итоге пассажир - и в прямом, и в переносном смысле.

«Речной вокзал» оказался более чем типичной точкой для наблюдений. Восточный жилмассив, «барахолка», совхоз «Новосибирский» - во всех обследованных нами местах картина независимых перевозок не сильно отличалась. Наш налоговый инспектор план по актам на нарушителей перевыполнил в два раза - с этим делом у маршрутных «частников» тоже далеко не все благополучно.

Впрочем, бесспорное первое место по беспределу занял «блатной» маршрут N 1101 - от вещевого рынка до площади Маркса. Муниципалитет здесь, похоже, окончательно умыл руки и, как выражаются «братки» с барахолки, сделал ноги. Тариф уже дополз до «червонца», древние автобусы - страшнее атомной войны. О правах потребителя на этой трассе лучше не заикаться: у него, бедолаги, есть только обязанность платить.

В общем, как любила выражаться наша комендантша в университетском общежитии, «унитаз - лицо студента». Точно так же и маршрутный транспорт - лицо Новосибирска, с той только разницей, что времяпрепровождение на упомянутом выше сантехническом устройстве слишком уж часто оказывается не в пример комфортабельнее и дешевле...

Поделиться:
Копировать