Новосибирск 10.5 °C

Новосибирск теперь - город хлебный

20.07.2001 00:00:00

Поэтому вице-премьер правительства министр
сельского хозяйства Алексей Гордеев полтора часа
беседовал с новосибирскими журналистами в своем кабинете

 Когда такое было, чтобы граждане, глядя на небо в тучах, не радовались бы (который уж день не надо поливать дачные грядки), а тревожились за губернатора (в прошлом году ему повезло с погодой, а нынче вот заливает) и урожай на полях (не сгнил бы хлеб)?! Ладно потомственные крестьяне, а то ведь и дамы, явно далекие от сельского хозяйства, пускаются в рассуждения, что, мол, сначала-то влага хорошо, а когда кущение колоса начинается, то солнца надо больше. И даже вечно ерничающие коллеги - туда же. Приехала группа новосибирских журналистов в Госдуму, к председателю комитета по региональной политике Иванченко. Он нам - про политику, а мы, услышав, что он бывший губернатор Ростовской области, сразу вопрос: сколько ваша хлебная область в прошлом году положила в закрома Родины? Леонид Андреевич горестно махнул рукой: «Вместе с мусором 2 млн 700 наскребли. Все развалили!» А мы ему солидарно гордо: «Не везде развалили! В суровой Сибири три миллиона тонн зерна собрали!»

И это еще не все. Приходим к вице-премьеру Алексею Гордееву, а он давай по памяти цитировать Толоконского с совещания в Ростове о роли сельского хозяйства в жизни региона. Кто хоть раз слышал выступление нашего губернатора по телевизору, знает, что говорить рублеными фразами-лозунгами - не в стиле Виктора Александровича. И уж коли врезалась в память заместителя председателя правительства такая цитата, то можно верить в искренность заявления Гордеева: «С приходом Толоконского область на хорошем счету с точки зрения управления и отношения власти к сельскому хозяйству».

Вы, может, подумали, что Гордеев сибиряк или друг нашего губернатора? Ничего подобного. Алексей Васильевич никогда в Сибири не жил и не работал. Карьеру начал прорабом в Главмосстрое, а в Госагропром пришел уже после перестройки. В 44 года, в 1999-м, стал министром сельского хозяйства и продовольствия (так оно тогда называлось), а с мая прошлого года повышен до ранга вице-премьера.

Ну, если уж так вышло, что Новосибирск стал городом хлебным, то нашим читателям, надеемся, интересно будет узнать взгляды вице-премьера на будущее российского агропромышленного комплекса. Говорил Алексей Васильевич тоже не лозунгами, скорее, как преподаватель на лекции. Кстати, он доктор экономических наук. Поэтому ваш корреспондент предлагает не интервью, а конспект прилежного студента.

О земле без политики

 В вопросе о земле много политических интриг. И это очень опасно. В Земельном кодексе вообще нет норм о купле-продаже земель сельскохозяйственного назначения. Есть лишь статья о том, что будет принят специальный закон об обороте таких земель. Дали бы Гордееву волю, он вообще не создавал бы институт собственника в сельском хозяйстве. Пусть бы земля оставалась государственной, но ее можно было бы сдавать в аренду лет на сто с обязательным условием целевого использования. Тогда бы и бизнес сельскохозяйственный развивался, и земли использовались бы эффективно. Но институт собственника земли уже создан! Около 14 миллионов граждан имеют землю в собственности. Как они должны распоряжаться ею? Ответ очевиден: продавать, покупать.

Каким должен быть новый закон о земле сельскохозяйственного назначения? Рамочным, дающим право каждому региону дополнять его с учетом своей специфики: экономического потенциала, климатических условий, национальных традиций, местоположения (Дагестану - мораторий на куплю-продажу, Приморью и Хабаровску - особые нормы по отношению к иностранцам).

Вице-премьера очень волнует, что «реальные документы никто не читает, а шуму столько!» Потому что этот шум отпугивает реального российского инвестора. Но если бы те суммы, которые российские компании вывозят за рубеж, вложить в агропромышленный комплекс, то, по мнению Гордеева, уже за два года наше сельское хозяйство было бы идеальным!

Будущее России - за агрохолдингами

 Поднимать сельское хозяйство за счет госбюджета уже невозможно. Когда стоит вопрос, кому в первую очередь дать денег - бабушке-пенсионерке или учителю, недопустимо направлять деньги в первую очередь в отрасль, которая худо-бедно может работать. Значит, надо сделать сельхозотрасль привлекательной для капитала. Уже создана система субсидирования кредитов, выделяемых на сезонные работы. Раньше государство, напрягаясь, выдавало три млрд рублей, как-то само размещало. Теперь принципиально новый подход: субсидируется только ставка, а кредитуют банки. Таким образом в сельское хозяйство привлечено дешевых кредитов на десять миллиардов! К этому надо добавить, что государство берет на себя обязательство выработать стабильные правила в таможенно-тарифной политике, в налоговой, торговой. Результат - изменение структуры собственников. В отрасль пошли эффективные менеджеры, для которых это родной бизнес, они считают каждую копейку.

Новая стратегия государства - создание крупнотоварных компаний или агрохолдингов. Это когда в одних руках и первичное звено - непосредственно сельхозпроизводство, и переработка, и оптовая продажа. При таком подходе и крестьянин ориентирован на то, что надо сеять и по каким ценам он что продаст, и переработчик заинтересован в авансировании крестьянина, в обеспечении его средствами производства. И распределение доходов после получения конечного продукта тоже будет более справедливым, переработчик ведь не допустит развала основы своего бизнеса - сырьевой базы. Кроме того, будут задействованы и такие современные элементы бизнеса как маркетинг, реклама. Процентов 80 сельхозпродукции должны производить именно такие агрохолдинги. В Америке всего 20 процентов компаний производят 90 процентов продовольствия.

А фермеру куда деваться?

 Гордеев признается: «Не знаю, кто эту политику выдумал, она абсурдна, это подтверждает и мировой опыт». Гнобить фермера никто не будет. Если он способен самостоятельно вести расширенное воспроизводство - пусть живет. В России сегодня половина продовольствия производится на личном подворье. Но это лишь свидетельство тяжелой экономической ситуации. Чем выше будет благосостояние, тем меньше граждан будут горбатиться с лопатой, чтобы, по сути, не умереть с голоду. Фермеры, то есть институт мелких собственников, - головная боль и для таких стран, как Франция, Америка. Гордеев был в Голландии, и его поразил такой факт: четыре тысячи фермеров объединились в кооператив, который перерабатывает полтора миллиона тонн молока. Для сравнения: в России всего производится немногим более 30 миллионов тонн. А сам фермер там как рабочий у станка. Ему задан жесткий объем производства, и он сам решает, как эффективнее организовать свой труд. О сбыте у него голова не болит. Такой кооператив по сути - тот же агрокомплекс.

Когда сельское хозяйство перестанет
быть «черной дырой» для бюджета?

 Сельское хозяйство - самая инертная отрасль как в своем падении, так и в развитии. Здесь скачки невозможны. Если падать - так восемь лет, в среднем по пять с половиной процента в год. А последние два года растем с теми же темпами. Два года назад мы имели 88 процентов убыточных предприятий, нынче их осталось 52 процента. Переломным для отрасли стал бюджет 2001 года: выделено в два с половиной раза больше средств - 25 млрд рублей. А кредиторская задолженность - 220 млрд. Но больше всего правительство волнуют 150 млрд просроченной задолженности сельского хозяйства, на которую насчитываются пени и штрафы. Сейчас создается система финансового оздоровления. Суть ее в том, что если предприятие-должник два года справляется с основными платежами и еще реструктурированную часть долга платит, то половина пени и штрафов с него списываются. Проработало также хозяйство еще четыре года - списываются все оставшиеся штрафы. Подсчитано, что таким образом можно вернуть большие деньги. Прогнозируется, что 15 процентов хозяйств воспользуются такой схемой реструктуризации и станут прибыльными. Есть еще идея клуба кредиторов в виде правительственной комиссии, куда войдут и Газпром, и РАО «ЕЭС». Смысл в том, чтобы каждого должника кредиторы рассматривали сообща, помогали бы ему выйти из тяжелой ситуации. И права у клуба серьезные - вплоть до смены собственника. Гордеев полагает, что такой комплексный подход позволит хозяйствам справиться с долгами, которые накопились за годы реформ. Но какой-то части хозяйств уже ничто не поможет, их придется оставить «как социальный фактор для государства и использовать в виде общественных работ, поддерживаемых государством».

Россия уже не кормит канадского крестьянина

 Наша страна теперь практически не импортирует зерно. Импорт остался только там, где это экономически целесообразно: на Камчатку дешевле привезти зерно из той же Канады, чем из Краснодарского края. Исключением стал страшный 1998-й с рекордно низким урожаем, и наша страна вынуждена была принять гуманитарную помощь. И вообще, если сравнивать с 1998-м, импорт продовольствия сократился почти в два раза. Стратегия такова: все, что связано с традиционным потреблением россиян - молоко, мясо, картошка, обычные наши овощи - должно производиться в России. Однако само понятие продовольственной безопасности - многофункциональное. Качество продовольствия влияет на здоровье нации; в России есть регионы, особенно Крайнего Севера, где ничего не производится, и их обеспечение - забота государства, а не коммерческих компаний; продовольствие в любой момент может стать политическим оружием, средством давления одного государства на другое.

Вместо эпилога

И нынче виды на урожай очень неплохие

 В свете таких высказываний министра как не привести слова нашего губернатора, сказанные на совещании в Ростове под председательством Михаила Касьянова (с них-то Гордеев и начал встречу с журналистами): «Я, как глава администрации области, понял, что сельское хозяйство является жизнеобразующей отраслью моего региона и что жизнь и экономическая деятельность в этом секторе экономики предопределяют не только развитие экономики области в целом, но и предопределяют очень много других элементов развития, таких как продовольственная безопасность, экология, социальный фактор, потому что порядка 30% населения области проживает в сельской местности». Эту цитату из выступления Виктора Толоконского Алексей Гордеев предварил такой фразой: «В стране появился лозунг, высказанный впервые губернатором Новосибирской области».

И еще Алексей Васильевич посоветовал не забывать то хорошее, что сделано в Новосибирской области. И для сравнения съездить в соседние регионы, например в Омскую область, чтобы на фоне соседей оценить результаты работы наших сельхозтоваропроизводителей, да и всей системы управления областью.

Редакция благодарит пресс-службу обладминистрации
и представительство администрации Новосибирской области
в Москве за организацию встречи с заместителем
председателя правительства России

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: