Новосибирск 0.4 °C

Новый департамент мэрии работает на потребителя и на увеличение доходов в бюджет

19.07.2001 00:00:00

 Департамент потребительского рынка и земельных отношений был создан весной прошлого года. Он объединил комитет по земельным ресурсам, управление потребительского рынка, центр наружной рекламы, управление ветеринарии, отдел маркетинга, межрайонный отдел по борьбе с правонарушениями на рынке. В этом году здесь создано управление по распространению рекламы. Другими словами, под одной крышей оказались все те, кто призван управлять потребительским рынком. Причем управлять грамотно, с учетом интересов граждан и социальных проблем в городе, не забывая о доходах в бюджет, которые должен давать нормальный рынок. Все служебные функции управленцев были пересмотрены с учетом этих задач.

Изменения коснулись прежде всего управления потребительским рынком. Потребительский рынок развивался сам по себе, не ощущая единой политики власти. Ситуация, как оценил ее новый директор департамента Игорь Беляков, была не то чтобы удручающей, но не радостной. Поэтому усилия коллектива управления решено было сосредоточить на решении двух задач: разработке нормативных актов (правил работы на рынке) и организации контроля за существующими предприятиями и одновременно на создании условий для возникновения новых субъектов предпринимательства.

- В то время журналисты назвали нас департаментом доходов, - вспоминает Игорь Беляков. - Но это только отчасти так. Мы должны зарабатывать деньги для бюджета, но не любым путем. Доходы надо увеличивать за счет грамотного управления муниципальным имуществом.

Эту грамотность сам Игорь Николаевич понимает так: муниципальные предприятия должны давать прибыль, а все остальные предприниматели иметь нормальные условия для работы, но и с властью не хитрить. Сказать, что все сегодня хорошо, конечно, нельзя. Но власть, например, договорилась с контролирующими органами: не третировать проверками тех, кто хорошо работает. И ряд предприятий сегодня получили так называемый льготный режим проверок.

А вот муниципальные предприятия перестроили изрядно. Реструктуризация прошла в МУП «Колосок», сети магазинов, где более 60 процентов товарооборота составляют хлеб и хлебобулочные изделия. Выражалась она в том, что убыточные предприятия присоединили к рентабельным. И вот результат по полутора десяткам магазинов Советского и Октябрьского районов: при торговой площади около 5 тысяч квадратных метров (далеко не в центре) годовой оборот составил 123 миллиона рублей. Много это или мало? Можно сравнить с хорошо работающим муниципальным предприятием ГУМ «Россия», где при общей площади около 18,5 тысячи квадратных метров годовой товарооборот - 260 миллионов рублей. Так что, и в хлебных магазинах можно получать доходы. Подобная же реорганизация преобразила магазины «Ветеран» (например, в Первомайском районе). Разрозненные мелкие МУП не могли раньше конкурировать по ценам на товары с частными торговыми предприятиями. А объединившись, они не только стали лучше жить сами, но и цены в тех же магазинах «Ветеран» и «Колосок» на 10-12 процентов ниже, чем в среднем по городу на подобные товары.

Мэрия взялась за реструктуризацию банного хозяйства «Сибирячка», где главной задачей считается не увеличение доходов, а упорядочение расходов, что позволит сводить концы с концами без дотаций из бюджета. В департаменте потребительского рынка считают, что за бани надо было взяться еще раньше, тогда бы не пришлось тратить на их восстановление бюджетные средства. Хотя и сейчас основные дотации мэрии связаны с услугами бань для социально незащищенных граждан.

Игорь Беляков
 - Мы идем и на деприватизацию отдельных объектов, если возникает социальная напряженность, - заявляет Игорь Беляков. - Сложностей в организации работы предприятий бытового обслуживания хватает. Пожелания людей порой безграничны. В Первомайском районе, например, можно бы и одной баней обойтись, но народ хочет вторую баню. Ясно, что нормальной нагрузки у двух бань не будет, но мы не отвергаем просьбы людей и исследуем сейчас ситуацию.

Мэрия активно занимается реструктуризацией вещевого рынка, парикмахерских. Руководство департамента потребительского рынка не удовлетворяет пока работа МУП «Ритуальное хозяйство»: не оптимизированы расходы, не очень грамотный финансовый менеджмент. Словом, власть не желает больше слушать нарекания горожан на качество ритуальных услуг.

Особое внимание уделяется сегодня ветеринарному контролю в городе и рекламной политике департамента, за что мэрию изрядно критиковали в последний год в СМИ. Вспомним, как доставалось власти за борьбу с торговлей шашлыками на улице - «зажимает» предпринимателей, не думает о людях! Шашлычники получали разрешения на торговлю в районных администрациях, хотя дело ли это местных администраций? Руководство департамента потребительского рынка и управления ветеринарии стойко выдержало вал критики в свой адрес и твердо намерено и впредь искоренять несанкционированную и антисанитарную торговлю на улицах. Мясо и мясопродукты должны продаваться, как положено. Многочисленные рейды показывают, что именно мелкая розница, в том числе со скоропортящейся продукцией, дает больше всего нарушений в торговле.

- Мы говорим, что все субъекты предпринимательства должны работать в равных условиях, - напоминает Игорь Беляков. - А это значит, что как стационарный магазин, так и киоск должны выполнять требования по хранению скоропортящейся продукции. В этом наша позиция по-прежнему останется жесткой. Вспомним случай, когда у рабочего мясоперерабатывающего предприятия подозревали сибирскую язву. Хорошо, что подозрения не подтвердились. Если бы журналисты чаще участвовали в рейдах по проверке мелкой розницы, они бы не стали защищать торговцев. Именно через мелкие киоски проходит 90 процентов товара с просроченным сроком реализации.

Немало шума было и вокруг рекламного рынка. Пиарщики, обвинявшие власть в излишней жесткости и погоне за доходами любой ценой, утверждали, что в Новосибирск придут рекламные структуры со стороны и поглотят наши рекламные агентства, что взвинчивание цен на рекламу превратит рекламный рынок в пустыню. Однако на деле все оказалось не так страшно. Более того, за прошлый год и первое полугодие нынешнего количество договоров на размещение рекламы с мэрией увеличилось почти в четыре раза. При этом нельзя сказать, чтобы на улицах Новосибирска стало больше рекламных щитов. Просто мэрия постаралась легализовать рекламный бизнес (почти половина договоров - по выявленным объектам, которые раньше не были учтены). Разительно изменились и доходы от рекламы, которые стал получать бюджет. Если в 1999 году они составили 4,5 миллиона рублей, то в прошлом - 11,4. План этого года - 33 миллиона. Сегодня уже собрано 14,4 миллиона рублей. Долг агентств за рекламу - один-полтора миллиона, это текущие долги, потому что платежи осуществляются поквартально.

Сегодня идет реорганизация вещевого рынка. Намерения департамента поддерживает депутатская комиссия, недавно завершившая изучение ситуации на рынке. Как и планировалось, МУП «Вещевой рынок» будет ликвидировано, а вместо него создадут АО со стопроцентным участием мэрии. Доводы для этого имеются веские. Через МУП, из-за которого сейчас столько шума, проходит лишь 5-10 процентов реальных денежных средств, вращающихся на территории рынка. Официально за аренду места под каждый контейнер продавцы платят от 1200 до 2000-2500 рублей, а реально он им обходится в 10, 15 и 25 тысяч. Таковы размеры теневых оборотов. Акционерное общество, которое создает мэрия, возглавит полковник, бывший сотрудник УБОП, на опыт и знания которого власть тоже рассчитывает. Не сразу, но порядок на вещевом рынке будет наведен. Городские власти твердо намерены добиваться легализации этого бизнеса.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: