Новосибирск 6.6 °C

Франку нужны не доллары, а дебютные идеи

13.07.2001 00:00:00

Министр транспорта России Сергей Франк поделился
оптимизмом со своим земляками - новосибирскими журналистами

 Слушать нашего транспортного министра - одно удовольствие. И не потому, что он действительно наш - учился и начинал свою карьеру в Новосибирске. Каждый его тезис вселяет уверенность в великом будущем России. Даже постановка проблемы в его «озвучивании» воспринимается не как боль, а как призыв к действию. Ну прямо не Франк, а Греф, только не с телеэкрана, а наискосок от нас, семи журналистов из новосибирских СМИ. Говорил Сергей Оттович, конечно, не лично для нас, а для вас, наших читателей. Поэтому и начал он с родного города, впрочем, им же и закончил.

- Каждый вправе спросить, что он почувствует на себе как житель Новосибирска - крупнейшего транспортного центра? Активизация транспортных потоков приводит к созданию дополнительных рабочих мест, к созданию дополнительной налоговой базы. То есть будет больше денег в бюджете, больше рабочих мест, больше возможностей финансировать социальные программы, привлекать инвестиции - всего того, что Новосибирску сегодня необходимо.

Новосибирской области меньше повезло, чем другим сибирским регионам с природными ресурсами, и он не может строить свое развитие на экстенсивной основе - эксплуатировать природную ренту. И это дополнительный фактор к тому, чтобы заниматься таким бизнесом, как продажа транспортных, складских, экспедиторских и всяких других услуг, сопутствующих товародвижению, пассажиродвижению. При этом мы не разрушаем невозобновляемые природные богатства. Это в целом в России желательно такое состояние, чтобы мы меньше зависели от природных ресурсов, от конъюнктуры внешних рынков на никель, на нефть, на газ. В качестве образца я хотел бы привести экономику Голландии. До трети бюджета формируется за счет транзитных услуг. Вот к этому и надо стремиться.

Река. Неизбежно использование речного канала как самого экономичного канала доставки. Да, была стагнация. Но вы заметили, что в этом году возросла интенсивность работы на Оби, создаются условия для судоходства. Поставлена задача иметь гарантированные глубины в районе 2,8 метра, чтобы можно было использовать технологии большегрузных речных составов. Еще два года назад никто об этом и не говорил: не было спроса. Идет плановая работа по поддержанию технического состояния элементов судопропускных систем и шлюзов на Новосибирской ГЭС. Вы знаете, состояние гидросооружений вызывало обеспокоенность новосибирцев. Сейчас мы используем самые лучшие инженерные решения, проведем модернизацию в сжатые сроки, вопросы безопасности будут сняты. Есть осторожный оптимизм выправить все, что накопилось за годы плохого финансирования.

Дорожная система. Обход городу нужен, никто в этом не сомневается. Интенсивность движения возрастает, может быть меньше, чем в европейской части. Но хочу подчеркнуть: в нашей национальной программе развития дорожной сети на восемь лет (мы ее только что защитили в правительстве) внимание строительству обходов будет усилено. Мы все больше в своей повседневной жизни сталкиваемся с противоречиями автомобильного транспорта. Да, это благо. 25 миллионов жителей России - автовладельцы, а если еще прибавить их детей, родственников... И это уже не роскошь, не средство передвижения, это - образ жизни. Самый консервативный прогноз: к 2010 году у нас будет 250 автомобилей на тысячу жителей, сейчас - 120-125. Это, кстати, положительный результат экономических реформ, которых, к сожалению, не так уж много мы чувствуем. Но неизбежны и негативные издержки: экология, рост аварийности (физический рост объемов движения увеличивает потенциальный риск ДТП). И поэтому из миллионного города Новосибирска транзитный транспорт, конечно, надо убирать. Вы знаете, весь проект стоит 10 миллиардов рублей, сейчас мы продвинулись меньше, чем на 15%. Не все мы тут удовлетворены таким результатом. Есть возможность достигнуть большей производительности и эффективности. Но обходы - это, как правило, территориальные дороги, они увязываются с городской дорожной сетью. Поэтому это не чисто федеральный проект. Честно говоря, у нас есть аналогичные проекты, которые с худшим федеральным финансированием развиваются динамичнее.

Развитие аэропорта Толмачево, строительство второй взлетно-посадочной полосы (ВПП-2). Такому аэропорту по всем международным требованиям в идеале надо иметь две полосы. На основной полосе, которая сейчас используется, накапливаются возрастные факторы, она требует модернизации - железо тоже стареет. И в этом смысле нужен резерв - вторая полоса. Мы считаем, что в перспективе Толмачево станет одним из крупнейших центров распределения пассажиропотоков в России. Он в советское время по сути и был им. По мере развития инициатив Аэрофлота по созданию международного альянса - либо с альянсом Sky Team, либо с One Road - Толмачево будет иметь главное значение, это аэропорт с хорошим, большим будущим. ВПП - федеральная собственность, она не подлежит приватизации. Если при формировании бюджета на 2002 год наши предложения поддержат, то есть надежда на 120 млн (60 - федеральный бюджет, 60 - субъекта Федерации). Хотя в целом проект требует 500 млн рублей. При таких темпах нам потребуется два-три года, но темпы могут ускориться в связи с формированием альянса. Неизбежно встанет вопрос и о модернизации терминала (в нашем понимании - аэровокзала. - Ред.). Международный сектор на что-то похож, чего нельзя сказать об исторической части. Ряд деловых предложений высказывает авиакомпания «Сибирь». Это хорошо, что в городе есть такая авиакомпания: динамичная и агрессивная.

Региональные перевозки. Они существенно снизились из-за низкой платежеспособности населения. В советское время средняя зарплата была 100%, а средний тариф - 16%. Сейчас все наоборот: тариф 150%, а зарплата - 100%. Прибыльные региональные перевозки не удалось организовать даже в таких странах с богатым населением, как США и Канада. Без вмешательства государства здесь не обойтись. Другое дело, что надо строить механизм, чтобы поддерживать не предприятия-перевозчики, а пользователей услуг, то есть помогать населению. И не идти на гарантированные финансовые вливания, которые будут, как от бога, попадать в транспортные предприятия, вне зависимости от того, хорошо они делают свою работу или нет. В Новосибирске есть предложения по созданию региональной компании на базе имеющегося имущества, которая могла бы быть интересным игроком.

Надо заниматься новыми видами транспорта. Сейчас в Красноярске идут переговоры по строительству экспериментального участка струнной системы. Мы будем поддерживать подобные инициативы. На месте останавливаться нельзя. Почти каждый век давал миру какое-то принципиальное решение в сфере транспорта. Мы не можем с вами исходить из того, что в ХХI веке мы останемся с троллейбусом, который по своему техническому решению каким был задуман в 30-40-е годы, таким и остался. И для того, чтобы сделать экологически чистый энергетически эффективный транспорт, потребуются новые технологические решения. Городу надо активнее проводить исследования. Возможно, придется внедрять принципиально новые схемы транспортировки. Надо посмотреть на соединение разных видов транспорта. В частности, перспективный проект железнодорожного сообщения с аэропортом Толмачево. Практически сегодня бессмысленно строить новый аэропорт, если прямо в терминал не приходит железная дорога в качестве скоростного пригородного сообщения. Вот сейчас мы разрабатываем проект аэропорта Шереметьево-3. Там железная дорога подходит к терминалу, и сразу с электрички можно будет оформить билеты, и все это под одной крышей, в комфорте, в тепле.

У Новосибирска есть своя специфика. Он все-таки большой город по территории, с суровой зимой. Это требует специальных технологий. Такие транспортные системы дороже, чем в более комфортном городе. Я вас уверяю, что через три-четыре года самые большие неудобства, которые жители будут ощущать, будут связаны со схемой городского пассажирского транспорта. Пробки, потеря времени. Они будут заставлять искать все более изощренные, может быть, даже дорогостоящие решения. Потому что эта проблема станет ограничителем экономического развития и повышения качества человеческой жизни. Какое-то время нас приучали относиться к этому как к чему-то второстепенному: трамвай, троллейбус. Но вот недавно, когда менялся мэр Лондона, в столицу специально рекрутировали специалиста, который в Нью-Йорке поставил городское движение. Это большая удача. Когда Россия была в состоянии экономического спада, об этот фактор, грубо говоря, никто не запинался. Но начинается экономический рост, за ним автомобилизация. Каждому городу, в зависимости от его истории, рельефа, надо развивать свои системы. А в таком научном центре, как Новосибирск, это должно быть предметом новых научных исследований.

Конечно, если напрямую обращаться к научному сообществу, то ответ готов: как вы платите, так мы и изобретаем. Диалектическое взаимодействие. Я не могу сказать, что доволен на сто процентов тем, как дело ведет мое научно-техническое управление, нет, я не удовлетворен. Но я могу сказать, что и транспортная наука в долгу перед нашим обществом. В 30-х, 40-х, 50-х годах транспортная наука России была абсолютным мировым лидером. Мы имели такие фундаментальные разработки, на которых строились транспортные системы развитых стран. Сегодня мы начинаем позиционировать себя на каких- то второстепенных ролях. Я считаю, что в крупных научных центрах в прикладной науке, да и в фундаментальной, есть резервы. Транспорт - интересная, динамичная сфера, на которую приходится 15% ВВП, здесь занято три миллиона наших граждан. Это сфера, где преобладает денежный расчет, это отрасль, которая толкает транспортное машиностроение. В этом сегменте есть смысл тратить свои силы, время, талант. Я хочу отдельно обратиться к научной общественности родного города: российские транспортные ученые были абсолютными лидерами, и у них есть возможности закрепить это. Если это требует специального конструктивного разговора - мы к нему готовы.

Сейчас идет глобализация. Альтернативы ей нет. Кому-то она не нравится, какие-то хулиганы могут возражать, но остановить ее невозможно. Это вызов. Местом конкуренции уже не является твой район, твой город, твоя страна. Местом для конкуренции является земной шар. Конкурировать нужно в глобальном масштабе. Выиграть можно либо силой, либо умом. Ели говорить о силе, то в экономике это прежде всего ресурсы. Мы с вами понимаем, что потребуется время, когда мы миллиарды долларов будем тратить на тот или иной участок. Следовательно, надо компенсировать чем? Инженерной мыслью и интеллектом. Интеллект - это такая сфера, где меньшими ресурсами можно достигать больших результатов. Да, русский народ это давно сформулировал: голь на выдумку хитра. Хотя и не голь, и не только выдумка. Но мы ведь можем конкурировать! Если посмотреть на работников крупнейших корпораций, то мы найдем там немало новосибирцев, которые в тяжелое время по разным причинам туда уехали.

Мы живем в новых условиях, когда жизнь стала лучше, когда появились перспективы, когда есть стабильность, когда есть отрасли, где рост 9%, 15%, где можно уже не только совершать патриотический подвиг, но и семью прокормить. Миссия Новосибирска традиционна - оставаться кузницей тех кадров, которые будут двигать страну в нужном направлении в целом и транспорт в частности.

Редакция благодарит пресс-службу обладминистрации
и представительство администрации области в Москве
за помощь в организации встречи с министром

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: