Новосибирск -0.2 °C

Конкуренция пока не страшна, но жилищники к ней готовятся

12.07.2001 00:00:00

 Жилищно-коммунальное хозяйство остается затратной отраслью, поглощающей практически треть бюджета города. Есть ли у него шанс стать рентабельным? Один из путей к этому светлому будущему - поиск наиболее эффективных рычагов управления громоздким хозяйством. И конкретные шаги в этом направлении уже сделаны. Три года назад в городе предприняли попытку создать новую службу - дирекцию заказчика (ДЗ), которая была призвана защищать интересы потребителей жилищно-коммунальных услуг.

В виде эксперимента в Ленинском, Первомайском и Калининском районах такие службы были сформированы. Удалось ли им доказать свою жизнеспособность: повысить качество обслуживания жилищного фонда, снизить затраты на текущее содержание жилья (а это главный показатель эффективности работы жилищников)? Среди представителей отрасли на этот счет единого мнения пока нет. Поэтому директор департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства Владимир Анисимов решил провести несколько совещаний с руководителями УЖХ районов, заместителями глав районных администраций, чтобы всем вместе досконально разобраться в плюсах и минусах осуществляемого реформирования структуры ЖКХ.

Некоторые руководители УЖХ, особенно крепкие хозяйственники, сомневаются в целесообразности создания дирекций заказчика. Мол, оставьте все как есть - новая служба лишь дублирует работу УЖХ. Чтобы крепко встать на ноги, нужна, в первую очередь, финансовая независимость. А ее нет ни у действующих УЖХ, ни у ДЗ - и на сегодняшний день быть не может, так как население оплачивает лишь половину стоимости жилищно-коммунальных услуг, остальное дотирует бюджет, который тоже недофинансирует отрасль. Словом, руки у новой структуры связаны.

Согласны с таким утверждением и представители этой самой новой структуры. По словам Виталия Мухачева, руководителя дирекции заказчика Ленинского района, развернуться по-настоящему новая служба сможет лишь тогда, когда население станет оплачивать 80 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг - только при таком условии на рынке услуг появится конкуренция, и компании будут бороться за право обслуживать жильцов. Зато у муниципальных жилищных служб уже сегодня есть все шансы сохранить лидерство в обслуживании населения, ведь для этого имеется и неплохая производственная база, и опыт работы по эксплуатации жилищного фонда, и хорошие кадры. Поэтому не надо бояться экспериментировать. И в этом смысле создание службы заказчика стоит рассматривать как переходный этап к повышению рентабельности и эффективности работы жилищно-коммунальной отрасли в целом.

В Ленинском районе, где работа ДЗ оценивается как наиболее эффективная, дорожка уже проторена. Дирекция заказчика здесь - самостоятельное юридическое лицо со своим счетом, на который поступают платежи от населения, арендная плата, бюджетная дотация. Все это позволяет вести самостоятельную хозяйственную деятельность. Дирекция заказчика работает на договорных началах с управлениями жилищного хозяйства, то есть - с подрядчиками, и ведет счет каждой израсходованной копейке, стараясь экономить на всем. Если брать во внимание такой важнейший показатель, как соотношение численности обслуживаемого населения к числу занятых работников ЖКХ, то в Ленинском районе он лучший по городу - 72 (в среднем по отрасли - 65). Значит, удается обслужить большее количество жильцов меньшими силами работников УЖХ.

Еще один показатель работы дирекции заказчика, который виден невооруженным глазом любому жильцу, - санитарное состояние домов и придомовых территорий. Он тоже здесь выше среднегородской оценки - 4,28 (по городу - 4,12). Улучшилось качество выполняемых работ - за счет договорных отношений заказчика (дирекции) и исполнителя услуг (ЖЭУ). Дирекция жестко контролирует выполнение муниципального заказа на жилищные услуги: подрядчикам оплачиваются только выполненные, а не просто регламентные работы, ведь последние могут числиться на бумаге.

У двух других участников эксперимента - дирекций заказчика в Калининском и Первомайском районах - достижения пока гораздо скромнее. В Калининском районе есть излишек обслуживающего персонала, в том числе выше нормативного штат административно-управленческого персонала, который тянет вниз экономические показатели. А в Первомайской дирекции заказчика результаты работы пока ниже городских почти по всем статьям. Но не потому, что новая структура не сумела выстроить эффективную управленческую вертикаль. Главная причина спада - в резко возросшем (в полтора раза) объеме обслуживаемого муниципального жилищного фонда за счет принятого ведомственного жилья. Приведение в порядок ветхих, давно не ремонтируемых домов требует больших сил и немалых финансовых средств, что естественным образом сказывается на удорожании содержания каждого квадратного метра жилья. Цена такого метра в районе одна из самых высоких по городу и составляет 2,88 рубля (в среднем по городу - 2,58).

Тем не менее, сами участники эксперимента, независимо от успеха или неуспеха первых лет работы в новых условиях, едины в одном: реформирование отрасли необходимо. Это шаг к более рациональному использованию средств, поступающих на поддержание ЖКХ, а в будущем - возможность оказывать более качественные коммунальные услуги потребителям. Поэтому департамент ставит перед собой конкретную задачу: уже в нынешнем году «развести» функции заказчика и подрядчика по обслуживанию жилья и коренным образом перестроить работу всех районных УЖХ. Цель одна - создать стройную систему управления, экономически более эффективную, которая будет строго следить за использованием каждого рубля.

Может быть, тогда жилищно-коммунальная сфера перестанет быть «коммунистической», когда жильцы привыкли требовать бесплатных услуг, а жилищники - делать вид, что зарабатывают на оказании этих услуг.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: