У Министерства культуры серьезные претензии к директору оперного

Такой вывод сделали журналисты после встречи с начальником Управления искусств Министерства культуры РФ Майей Кабахидзе.

Такой вывод сделали журналисты после встречи с начальником
Управления искусств Министерства культуры РФ Майей Кабахидзе

 ...Наш новосибирский пресс-десант был очень мобильным. Мелькали московские проспекты, вывески министерств, лица охранников, и уже перед каждой дверью одна рука автоматически тянулась к паспорту, а другая - быстро бросить журналистскую кладь с диктофоном и блокнотом на бегущую ленту досмотра. Везде строго, но без задержек, за что отдельное спасибо организаторам поездки - сотрудникам представительства администрации Новосибирской области в Москве. Как проскочили «вахту» в Министерстве культуры - не помню. Все вытеснил из памяти образ Майи Кабахидзе. Ну не может такая обаятельная, удивительно женственная женщина (простите за тавтологию) быть крупным чиновником! Ведь власть ожесточает. А Майя Бадреевна уже успела поднять культуру Грузии, поработав там в ранге замминистра, теперь вот называется начальником Управления искусств Минкульта России. И вообще она, оказывается, уже бабушка, внучка в первый класс пошла... Важнейшим искусством для нее, кажется, является народное творчество. Она так вдохновенно говорила о Домах народного творчества. Но мы-то народ прагматичный, раз уж добрались до начальника от культуры, то быстро свернули разговор на самую больную тему новосибирской культуры - театральную. И просто мучили тактичную Майю Бадреевну прямыми вопросами.

- В Новосибирске один театр федерального подчинения - театр оперы и балета. Надо признать, что за последнее время утеряны непосредственные контакты с федеральными театрами, за исключением, конечно, Москвы и Санкт-Петербурга. Раньше такая связь была. Она имела свои отрицательные стороны, но зато в Москве всегда знали в каком творческом состоянии тот или иной коллектив.

Для того, чтобы о Новосибирском театре оперы и балета получить более ясное представление, потому что доходили слухи, что там есть сложности, связанные не только с ремонтом, весной в Новосибирск была направлена группа экспертов. Они отсмотрели репертуар, встречались с оперной труппой, с балетной труппой, с оркестром, с хором. Сложилось определенное мнение. В двух словах анализ творческого состояния не изложишь. Но могу сказать: по мнению наших специалистов, в балетной труппе положение лучше, чем в оперной. Конечно, этому есть объяснение. В тот момент была вакантной должность главного дирижера. А без главного дирижера представить работу оперного театра очень сложно. После встреч в театре возникло впечатление, что идут сбои в организации творческого процесса. Нас удивило, что во время репетиций никто не сводит воедино оперную труппу, хор, оркестр, нет четко налаженной творческой связи, взаимодействия в процессе подготовки спектакля. Хотя сомнений нет, что сама труппа - сильная, действительно одна из лучших. Сейчас, насколько мне известно, главный дирижер есть.

- Но он не новосибирец, из Питера, приезжающий...

- Вопрос по главному дирижеру решали не мы, это компетенция руководства театра. Министерство назначает только первое лицо.

- А по первому лицу есть какие-то планы?

- Я бы не хотела ничего предварять. Эта тема обсуждается в министерстве.

- Директор театра Валерий Егудин - человек очень популярный в нашем городе. Извините за прямоту: у Министерства культуры к нему есть серьезные претензии?

- Претензии есть к работе оперной труппы, к организации творческого процесса. Отвечает за это первое лицо. При этом Егудин, конечно, человек уважаемый, он возглавляет Новосибирское отделение Союза театральных деятелей, я уж не говорю о его прошлых заслугах. Поскольку окончательного решения нет, я вам заранее ничего сказать не могу.

- Вероятно, решение уже скоро будет принято. Какие рассматриваются варианты? Это будет человек из другого города?

- Во всех случаях это должен быть человек, который будет жить в Новосибирске, а не наезжать туда.

- Его можно привезти в Новосибирск...

- Можно и привезти. В российском театре такая традиция существует. И она была плодотворна. Для русского человека вся огромная страна - она вся его дом. Я всегда обращаю внимание на то, что русский человек гораздо легче меняет место своего проживания, потому что у него есть ощущение этой огромной страны. А в театральной среде это всегда был источник свежей крови, только так и существовал театр в российских регионах.

- Когда же наш Оперный будет снова самым красивым снаружи и внутри? Когда будет полноценное финансирование реконструкции театра?

- С финансированием там все в порядке. Создана дирекция под руководством Ирины Яковлевны Драчевской. Это очень деловой человек, очень хороший специалист. Но, понимаете, еще что: ведь Новосибирская область все-таки не дотационная, у вас есть своя промышленность, развивается бизнес.

- Да что вы, область наша дотационная, а промышленность у нас - оборонная!

- Простите, Новосибирск - это столица федерального округа. Столица выполняет свои функции?

- Да, выполняет, но совсем не как Москва...

- И что, никаких спонсорских средств у вас нет?

- Вот, вероятно, это заблуждение, что если Сибирь - значит, нефть и газ, нашему городу сильно мешает. А у нас только наука и возрождающаяся после реформ промышленность...

- Что касается оперного театра, то он у нас просто в первых рядах.

- Вы согласны, что самые талантливые люди оседают в Москве, в Петербурге? Не считаете ли вы, что Новосибирск созрел для своего творческого вуза с отделениями по различным видам искусства?

- Да, вполне возможно. Образование не в моей компетенции, но если ваши власти предложат открыть такой вуз, то мы эту инициативу поддержим.

Поделиться:
Копировать