Новосибирск 7.7 °C

Почему мы такие бедные, если такие умные

11.07.2001 00:00:00

Путь научной разработки в производство
по-прежнему зависит от счастливой случайности

 То, что умные, с этим никто не поспорит. Не так много есть городов, которые могут, как Новосибирск, гордиться сразу тремя академиями и мощной индустриальной базой. Во всем мире наибольшие дивиденды приносит именно наукоемкое производство, для развития которого в Новосибирске, казалось бы, имеются все шансы. Но именно с соединением науки и производства у нас извечные проблемы. Раньше это называлось «проблемы внедрения», не легче ситуация и сейчас. В ученом мире до сих пор существует стереотип: главное - интересная разработка. Стоит только представить ее на выставке, показать в Интернете, и от желающих заполучить новшество отбоя не будет. Увы, путь научной разработки в производство по-прежнему начинается со счастливой и, чаще всего, случайной встречи ученого, инженера и предпринимателя. Работать в условиях рынка наша наука еще не научилась. Связка, в которой каждый занимает свое место - ученые, разработчики, менеджмент, инвесторы, предприниматели, а все вместе служит коммерциализации научных разработок, пока не сложилась.

Как раз об этом шел разговор на последнем заседании областного экономического совета, собравшегося при участии сразу трех заместителей главы администрации области: В. Косоурова, В. Федорова и Г. Сапожникова. Темой его были проблемы коммерциализации научных разработок и развитие инновационной деятельности в Новосибирской области. Понятие «коммерциализация» для сегодняшней науки уже не новое.

- Академические институты на 50 процентов финансируются сейчас из внебюджетных фондов, по преимуществу из зарубежных источников, - обрисовал ситуацию заместитель главы администрации области Геннадий Сапожников. - Институт ядерной физики и Институт катализа, имеющие мощную научную базу, по существу являются фирмами. В наукоемком производстве успешно работают более 200 малых предприятий. При этом остается фактом слабое влияние большой науки на динамичное развитие экономики и жизнеобеспечение области.

К тем, кто раньше других понял, что на науку нужно зарабатывать самим, относится и ГНЦ ВБ «Вектор». На сегодня научные подразделения занимают пятую часть его мощностей. Остальное - малые предприятия, производящие лекарственные препараты, вакцины, средства диагностики общим объемом в год в 600 млн рублей. Еще три года назад на ГНЦ ВБ «Вектор» начали заниматься инновационной деятельностью, в том числе продажей своих разработок зарубежным фирмам. Эта работа была бы более успешной, будь у самого «Вектора» более современная технологическая база.

По мнению заместителя председателя СО РАН Геннадия Кулипанова, при нынешних возможностях хорошим может считаться проект с объемом не меньше 1 млрд рублей в год. Сегодня на такой уровень выходит программа развития силовой электроники, создаваемая на основе институтов СО РАН и ряда новосибирских предприятий, поддерживаемая администрацией области и Минатомом РФ. Основная причина, почему не реализуется потенциал многих научных учреждений, как считает Геннадий Николаевич, «в большом зазоре между высшими достижениями и средним уровнем», надо полагать производства. К производству у нашей науки большие претензии - срыв сроков контрактов на многих новосибирских предприятиях считается заурядным фактом, а за выполнение институтских заказов предприятия заламывают очень высокую цену, причем даже если сами заводы не полностью загружены. Чиновники тоже придерживаются своей выгоды. Вопрос об освоении нашими предприятиями импортозамещающей продукции поднимался не единожды, но чиновники продолжают тратить валюту на покупку оборудования за границей, вместо того чтобы разместить заказы на аналогичную аппаратуру на новосибирских предприятиях.

В гораздо более выигрышном положении по сравнению с большой наукой, вынужденной искать для промышленной реализации своих новшеств крупного современного произодства, оказались небольшие фирмы, занимающиеся информационными технологиями. В Академгородке сейчас зарегистрировано три десятка таких компаний и около ста действующих без регистрации. Объем работ на одного программиста от 15 до 30 тысяч долларов в год, заработки на порядок ниже, чем у тамошних программистов, но все равно эти фирмы в Академгородке уже окрестили «маленьким научным коммунизмом». Возможно, еще и потому, что особых проблем эти компании не испытывают. Для фирм, связанных с инновационными проектами, это прежде всего кредиты. У малых предприятий сложности с арендой. Будь их коллективы уверены, что площади останутся за ними хотя бы на пять лет, они бы активней закупали оборудование и развивали производство.

- Причина краткосрочной аренды в том, что предприятия не хотят регистрировать договоры, - считает ректор Сибирского института финансов и банковского дела Наталья Фадейкина. - При существующем положении арендодатель стремится в арендной плате возместить свои амортизационные отчисления и налог на землю. Но и арендатор тоже платит за это. Получается двойная амортизация. Что касается кредитов, то за каждым платежеспособным субъектом банки стоят в очередь.

Наука и большинство промышленных предприятий к таким субъектам, к несчастью, не относятся. Поэтому на разрабатываемый в области Закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике Новосибирской области» возлагаются немалые надежды. Им, в частности, предполагается направить на государственную поддержку инновационной деятельности 20 процентов средств из раздела «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» областного бюджета и 15 процентов средств Новосибирского областного фонда поддержки малого предпринимательства. Аккредитованные организации инновационной инфраструктуры на первые два года, как это намечено проектом закона, освобождаются от уплаты налога на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет, и налога на имущество, а в последующие два года будут платить половинную ставку этих налогов. Кроме налоговых льгот, определяемых целым рядом случаев, планируется предоставление государственных гарантий по инвестиционным кредитам, финансирование патентования за рубежом изобретений и промышленных образцов, если они относятся к экспортной продукции.

И все же, несмотря на все сулимые перспективы, путь проекта Закона «Об инновационной деятельности...» будет скорей достаточно тернист. Уже на экономическом совете прозвучало мнение - на сегодня существующих в области законов для инновационной деятельности вполне достаточно. Ее в настоящее время двигают прежде всего отраслевые институты, а не институты СО РАН и малые предприятия, которые получают десятки миллионов долларов, торгуя фактически своими мозгами, а не разработками, воплощенными в промышленную продукцию. Высказавший это мнение вице-губернатор Вадим Федоров предложил наложить «табу» на все разработки до тех пор, пока с ними не ознакомятся новосибирские производители. Какая позиция возобладает, пока не ясно, но, похоже, разбогатеем мы еще не скоро.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: