Новосибирск 3.9 °C

«Виа эс вита»: «Дорога - это жизнь»

10.07.2001 00:00:00

 2001 год стал юбилейным для новосибирских дорожников. Исполнилось 75 лет с того момента, когда на территории области возникла первая организация, все цели и задачи которой укладывались в три слова и один союз: строительство и содержание дорог. С тех пор менялось название, приходили и уходили поколения, закончилось тысячелетие, а задачи остались прежними. Ибо лишних дорог в стране не бывает, а в Сибири с ее расстояниями особенно.





Четверть века первая - 1926-1951

Мост через р. Чулым. 1946 год

 Всего лишь лет 100-150 назад - мелочь по масштабам истории! - путешествие в Сибирь входило составной частью в наказание осужденных всех рангов: от декабристов XIX века до террористов века ХХ. Путь длился поначалу месяцами, позже - неделями. Жизнь странствующих чуть облегчилась с пуском Транссиба, но ненамного - единственная ниточка железной дороги не могла перевезти ни всех желающих, ни все необходимое.

А дорог автомобильных не было, были, как говорили тогда, только направления. Даже самые благоустроенные дороги - государственные - в лучшем случае имели гравийное покрытие и требовали переустройства. В годы Первой мировой войны на основных сибирских магистралях кое-где было возведено земляное полотно, но за десять послевоенных лет оно практически полностью разрушилось. Тракт от Москвы до Иркутска, к примеру, имел относительно проезжее состояние разве что для гужевого движения.

Еще хуже обстояло дело на дорогах местного значения, связывавших между собой отдельные населенные пункты, - таких, как Новониколаевск-Камень-на Оби или Новониколаевск-Колывань. Дорожное полотно на них большей частью полностью отсутствовало, а проезжая часть представляла собой непрерывную глубокую колею, в которой после дождика вязли даже телеги. Немногочисленным водителям тех лет вполне можно было класть кирпич на педаль газа и отдыхать за рулем - сход автомобиля с дороги практически исключался.

Дорожное бытие сибиряков в полной мере определяло их сознание. По словам историков, «местное население не имело никакого опыта пользования благоустроенными дорогами и довольствовалось дорогами в их естественном виде». Один из первых инженеров, работавших в Сибири, выразился в своем отчете еще определеннее: «Сибирские дороги почти на 100% могут быть приравнены к полевым».

Начальник Территориального управления автомобильных дорог Сергей ПОЛЕЩУК: «Создание дорожной отрасли в Сибири диктовалось не только заботой о проезжающих, но и укреплением государственной власти на огромной зауральской территории России. Хрупкость огромного государства, не имеющего полноценных дорог, одинаково хорошо понимали и последний российский император Николай II, который закончил строительство железной дороги до Владивостока, и первое советское правительство, обратившее внимание на дороги автомобильные».

В такой вот бездорожной ситуации (по-русски говоря, начать и кончить) и была организована в 1926 году первая организация сибирских дорожников - Сибирское окружное управление местного транспорта (СибОМЕС). Первым ее начальником стал Владимир Алексеевич Ветров - юрист, выпускник МГУ и член редколлегии Сибирской Советской Энциклопедии. Управление находилось в центре тогдашнего Новосибирска в доме номер 28 на существующей и поныне улице Потанинской. Чуть позже штаб дорожной отрасли переместился на улицу Коммунистическую в дом номер 20. Известен даже номер первого новосибирского «дорожного» телефона: 9-11.

Начало первой пятилетки. Именно тогда, с 1931 года, начали строиться опорные для новой сибирской столицы дороги Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий и Новосибирск-Камень-на-Оби, а с 1934 года к ним добавилась трасса Новосибирск-Колывань.

Дорога через Колывань. 1947 год
 Орудия труда дорожников в большинстве своем были незамысловатыми. Наряду с традиционными кирками, носилками и лопатами в арсенале дорожников числились первые грузовики и грейдеры, прицепные, паровые и моторные катки, а также, как значилось в одном из документов, «тракторы «Фордзон» с гусеницей» и «механические утюги по 200 рублей/штука». Техническая мысль тоже не стояла на месте: к примеру, в том же 1934 году на одной из дорог края была внедрена новая машина под названием «механизированный кирковщик»...

Сегодня нам легко улыбаться над техникой тех, кто шесть с лишним десятков лет назад прокладывал первые благоустроенные дороги по сибирским болотам. Но прежде, чем улыбнуться, стоит, как принято в таких случаях на Руси, лишний раз в пояс поклониться тем безымянным рядовым сибирякам-строителям, которые в труднейших условиях нашего региона сотворили практически невозможное. Ведь еще Петр I при возведении Петербурга отмечал, что «мостить дорогу на трясине - труд зело тяжкий и неблагодарный».

Впрочем, и время тогда было особое. С 1935 года дорожники области в полном составе попали в легендарный НКВД: сугубо гражданская организация «Зап-сибкрайдортранс» была преобразована в отдел шоссейных дорог УНКВД по Западно-Сибирскому краю. В эти годы становится обычным арест на 7 дней работников дорожных организаций за невыполнение распоряжений и приказов руководства. Опоздание дорожника на работу на одну-две минуты рассматривалось как саботаж, а виновного без труда могли перебросить на строительство Колымской трассы. Лишь в мае 1938 года в связи с организацией дорожного отдела при облисполкоме дорожное хозяйство вернулось на гражданские рельсы.

В конце 1940 года по всему Советскому Союзу подводились итоги выполнения годового плана по работам на местных дорогах. Из шестидесяти с лишним республик, краев и областей дорожники Новосибирской области по большинству показателей далеко опередили коллег из таких развитых европейских территорий с теплым климатом, как, например, Горьковская и Куйбышевская области или Краснодарский край.

Война, послевоенные тяготы, но строительство дорог не прекращается ни на день. Нехватка буквально всего возмещалась работой от зари до зари. Вот какую новую технику удалось приобрести новосибирским дорожникам в 1948 году: «1. Грузовых автомашин - 2 шт. 2. Рабочих лошадей с упряжью и инвентарем - 10 шт.». И это все.

Тем не менее, на лошадях, на старых машинах - но отрасль набирала разгон: 1945 год - построено 10,5 километра автодорог. 1948 год - 40 километров. 1949 год - 88 километров. И так из года в год.

Четверть века вторая - 1951-1976

Дорожники шестидесятых. 1966 год

 В пятидесятые годы дорожная сеть области была представлена грунтовыми дорогами, местами улучшенными щебнем или гравием. Немного, правда, помогла кампания по освоению целинных и залежных земель в 1955-1958 годах, когда удалось построить две трассы с частичным покрытием: Здвинск - Барабинск - Куйбышев и Кочки - Каргат.

В самом неблагоустроенном состоянии находилась дорога Омск - Новосибирск - Кемерово. Старое направление Московского тракта на Колывань было полностью грунтовым. Из ста шестидесяти трех километров нового тракта от кемеровской границы до Коченево девяносто километров были грунтовыми. Из девяти мостов только два были железобетонными, остальные - деревянными.

Основа стратегии второй четверти дорожного века - наступление на бездорожье, которое началось в шестидесятых годах. В 1962 году был уложен первый километр асфальтобетонного покрытия на дороге Новосибирск - Ордынское. Примерно тогда же, в 1962-1963 годах, началась механизированная укладка бетона на строящейся дороге в Барнаул, - до этого там бетон укладывали буквально вручную по несколько километров в год.

Сергей Полещук: «Те командиры дорожной отрасли, кто разрабатывал стратегию развития сети дорог области - Михаил Чирков, Василий Патрин, Петр Синкин, - давно уже ушли из жизни, но новосибирские дорожники помнят и чтут их имена. Именно при них был запроектирован и начал строиться асфальтобетонный вариант так называемых большого и малого кольца дорог Новосибирской области. Прицел у этих проектов оказался дальним: так, малое кольцо Новосибирск - Ордынское - Кочки - Каргат - Новосибирск удалось замкнуть только два с половиной десятилетия спустя, в 1990 году со строительством дороги Омск - Новосибирск. Большое кольцо Новосибирск - Ордынское - Кочки - Карасук - Татарск - Новосибирск не замкнуто до сих пор: строится, но не закончен участок дороги между Чистоозерным и Татарском».

Достижения того поколения дорожников служат новосибирцам по сей день. В 1967 году была разрезана ленточка на 137-м километре дороги Новосибирск-Барнаул на границе с Алтайским краем. В 1972 году было завершено строительство важнейшей для области дороги Новосибирск - Ордынское. В 1973-м надежное сообщение с областным центром получила старинная Колывань. С 1972 по 1978 год в рекордные сроки была построена дорога Ордынское - Кочки. Сегодняшние историки презрительно именуют то время застоем.

Четверть века третья - 1976-2001

 Есть у восточных народов проклятие: чтоб тебе жить в переходный период. Активная работа дорожников конца семидесятых годов, продолжавшаяся все восьмидесятые годы, оказалась под большим вопросом, когда всю страну начало заносить на крутых поворотах реформ. Безденежье, бартер, поголовные неплатежи - на таком строительном материале не то, что дорогу, тропинку построить непросто.

«И тем не менее» - любимый русский оборот, как и «несмотря на». Отрасль в прямом смысле слова спасла внебюджетная система финансирования через основанные еще в далеких тридцатых годах дорожные фонды.

Изменилась и структура отрасли. Роль государственного заказчика взяло на себя созданное в 1995 году Территориальное управление автомобильных дорог, а по федеральным дорогам - Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь». Подрядные организации («Новосибирскавтодор», «Сибирская дорога», «Сибмост», «Сибаэродромдор-

строй» и другие) перешли на акционерную форму собственности. Тем самым дорожникам удалось сохранить коллективы специалистов, технику и возможность вести научные разработки.

Сергей Полещук: «В последние годы успешно завершены такие масштабные проекты, как федеральная трасса Омск - Новосибирск и входящая в большое кольцо дорог области трасса Чистоозерное - Купино. Активно ведется строительство северного обхода Новосибирска, трассы Новосибирск-Толмачево и новой дороги Новосибирск - Колывань - Томск. Продолжается серьезная реконструкция дороги Новосибирск - Ленинск-Кузнецкий, обеспечивающей транспортное и коммерческое будущее сибирской столицы. План работы отрасли размечен уже до 2010 года, и все намеченное должно быть выполнено».

Три четверти века. Для человека - возраст мудрости. Для десятков коллективов дорожников - возраст активной работы. Ибо, как говорили еще древние римляне, «виа эс вита» - «дорога - это жизнь».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: