Новосибирск -2.5 °C

Мой крематорий от 08.06.2001

08.06.2001 00:00:00

 Анализируя статьи в местной прессе по поводу строительства Новосибирского крематория, можно с облегчением вздохнуть: «Наконец-то дождались». И действительно, дождались. Это не только мое личное мнение. Это и мнение большинства горожан, наблюдающих нелицеприятную картину состояния новосибирских кладбищ. Без всякого преувеличения могу сказать: все, с кем мне довелось обсуждать эту деликатную тему, кремацию одобряют.

Приведу пример. Мать моей жены большую часть жизни прожила в Вильнюсе и впитала там традиции европейской культуры. И когда пять лет назад мы ее перевезли в Новосибирск, то одним из первых ее разочарований, связанных с переездом было то, что в Новосибирске не было крематория. Когда в прессе начали активно освещать его строительство, то эта информация прибавила теще жизненной силы и энергии, а она у нас преклонного возраста.

«Ну, пока его не построят, умирать не буду» - в шутку или всерьез, но сказала она с облегчением... Этим примером я хотел подчеркнуть, в сознании большинства людей вопрос о кремации назрел давно. Что касается меня, то я стал горячим сторонником кремации еще в детстве, когда посетил колумбарий на Ваганьковском кладбище в Москве.

Большинство относится к смерти как к чему-то ужасному, будто нас это не коснется, и поэтому тема смерти для обсуждения чаще закрыта. Но природу не обмануть. Кому-то больше жизнь отмерила, кому-то меньше. Человек все равно покидает материальный мир. В российском обществе, равно как и ранее в социалистическом, человек брошен на самопознание и самовоспитание по части духовного наследия. Православная культура памятования смерти только-только начинает возрождаться. Никто и никогда не готовил нас к тому, что мы не вечны и не учил правильному восприятию смерти. Далеко не каждый осознает, что смерть - это естественный процесс. Тело это временная оболочка для нашей энергетической субстанции, которая после биологической смерти переходит в другое состояние, иное информационное поле.

Чтобы как-то смягчить боль утраты близкого человека, немаловажную роль играют ритуальные обряды, которые, к сожалению, превратились в шаблонные процедуры. Все проходит почти по одному сценарию. Родственники и близкие покойного так набегаются, решая проблемы, связанные с транспортировками тела и погребением, что проститься успевают практически только перед спуском гроба в могилу. И это не надумано. К сожалению, мне пришлось пережить немало похорон родных и близких людей. Из своего опыта могу судить, строительство кремационного комплекса имеет большую социальную значимость. Крематорий позволяет проводить человека в последний путь достойно, на уровне и с той культурой обряда, который соответствует XXI веку.

Экологическую актуальность затрагивать не стану. Об этом доступно изложили информацию биологи и медики в «ВН» за 13, 19, 20 апреля 2001 г. Мне хотелось бы обратить внимание на морально-этическую сторону этого предприятия. Человек волен сам выбирать вид погребения. Но если его выбор падет на крематорий, то, наблюдая за практикой стран и городов, где эти процедуры уже практикуются, в этом заведении человеку, разбитому горем, создадут такие условия, то есть проведут прощальный ритуал так, чтобы человек после окончания погребальных процедур не остался один на один со своим горем, а понял, что время лечит и жизнь продолжается, а ушедшие из жизни остаются в наших сердцах и памяти.

Вызывает возмущение, что находятся противники этого благого начинания как раз в лице тех, кто непосредственно должен помочь простому человеку определиться в выборе последнего пристанища, убедить его в том, что жизнь будет и после нас. Это некорректно, пользуясь своим положением, спекулировать выдержками из Священных писаний. Я не безбожник, а может, даже более верующий, чем ярые почитатели религиозных канонов, и четко осознаю, что мы живем в третьем тысячелетии, активно пользуемся «продуктами» цивилизации. Мое убеждение состоит в том, что носители слова божьего должны не запугивать народ загробной жизнью и Страшным Судом, а вносить вклад в возрождение духовных ценностей, чтобы человек смог прочувствовать при жизни свою полезность для окружающих и общества, чтобы после него остался след не только в виде холмика земли и надгробия, но и от благих поступков.

Рассуждая о живой и неживой природе в религиозном аспекте, ссылаясь на Библию, хочу обратить внимание, что в оригинальные тексты заложен более глубокий смысл, чем прямое значение слов. Учитывая лингвистические изыскания носителей и почитателей веры за прошедшие две тысячи лет, можно предположить, что, не раскрывая цитаты из Священных писаний в более развернутом виде, можно сбить с истинного пути человека, непросвещенного в религии. По-другому не назовешь эти логические измышления, как греховным домыслом. Нельзя смешивать понятия из окружающей нас действительности с понятиями, описывающими гипотетическую жизнь после смерти, которая нематериальна, поэтому невозможно однозначно заявлять, что огонь, вода и суша там такие же, как и здесь.

Именно так вульгарно, я бы сказал, в духе схоластов и начетников, и происходят дискуссии о кремации, когда со стороны оппонентов бездоказательно, вероломно указывается, что: «Кремирование обрекает человека без Суда божьего на сожжение» (ЧС N 17). Тенденциозно выдерживается пример из Откровения: «...И мертвые были судимы по тому, что написано в свитках, согласно их делам. И море отдало мертвых, которые были в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и они были судимы, каждый из них, согласно их делам. И смерть, и ад были брошены в огненное озеро. Это - вторая смерть, огненное озеро. И если кто-то не был найден записанным в книге жизни, он был брошен в огненное озеро». (Откровение гл. 20 ст. 12-15) Но, ссылаясь на данное место в Откровении, почему-то не указывается, что эта глава посвящена Суду над мертвыми неверующими и что перед великим белым престолом Господа будут зачитаны свитки, в которых указаны деяния именно неверующих.

Здесь же раскрывается смысл их единственного греха - неверия в Господа Иисуса, поэтому и не указаны имена неверующих в Книге жизни, за что они и будут брошены в огненное озеро, где подразумевается не просто горящая стихия. Это как «мусорный бак» для всей Вселенной, в который будет брошено все отрицательное и предано забвению. «Господь объявил в определенных выражениях, что злые пойдут в огонь вечный, который был приготовлен для диавола» (Мф. 25:41). Все это не мои домыслы, так написано в примечаниях к Откровению. Хочется отметить, что главное - не умственное знание Слова Божьего, а присутствие благодати Божией в душе и в сердце.

Что касается плоти человека, то сам Иисус сказал: «Следуй за мной и представь мертвым хоронить своих мертвых» (Матфей гл. 8 ст. 22), т. е. Иисус призывал идти к более высоким целям - духовному совершенству и не задумываться о физической смерти, и в то же время, осознание того, что мы смертны, может дать нам дополнительный стимул для самореализации посредством того, что мы начнем ценить то время, которое нам отмерила жизнь. Если будет Суд на небесах, то Господу будет неважно, останется ли после нас какой-нибудь кусочек плоти или нет. Важным для Него будет - это запись в Книге жизни...

В завершении хочется вернуться к теме огня. Его нельзя, недопустимо отождествлять с бездной и адом, потому что в Библии огонь - это не просто огонь, а бездна - не просто бездна. В жизни все наоборот: огонь - это проводник человека из первобытности до наших дней. Трудно представить, как бы смогло без огня выжить человечество, ведь электричество и отопление появились всего каких то пару сотен лет назад. Может возникнуть вопрос: «А как же пожары, стихийные бедствия?». Но если вдуматься, то огонь - это природное, физическое явление, и человек просто научился пользоваться этим явлением себе во благо, и только злобное, т. е. греховное неосторожное, обращение с огнем приводит к трагическим последствиям. Добавлю о пользе огня словами древнегреческого врача Гиппократа: «Что не исцеляет лекарство, то исцелит железо, а что не может исцелить железо, то исцеляется огнем». Огонь не раз спасал жизнь человеку.

Нам вскоре будет предоставлена возможность через огонь вновь возродиться, не оставляя потомкам после себя вредных останков разложившейся биомассы... И мы должны будем определиться и решить для себя, станет ли строящийся крематорий «моим» для каждого из нас.

Павел НОВИКОВ, психолог

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: