Искалеченный ветеран дополз до выставки на протезах

Возле «Сибирской ярмарки» и даже при подъезде к ней - столпотворение авто. Среди посетителей выставки «Автосиб-2001» больше всего, конечно, автомобилистов - профессионалов и любителей. Машин столько и таких разных, что сразу трудно разобрать, где тут еще стоянка, а где уже выставочная площадь. Меж них нелегко добраться до одного - особого - экспоната. Это ГАЗ-АА 1933 года выпуска. Наверное, это самый древний автомобиль в Новосибирске.
Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 Возле «Сибирской ярмарки» и даже при подъезде к ней - столпотворение авто. Среди посетителей выставки «Автосиб-2001» больше всего, конечно, автомобилистов - профессионалов и любителей. Машин столько и таких разных, что сразу трудно разобрать, где тут еще стоянка, а где уже выставочная площадь. Меж них нелегко добраться до одного - особого - экспоната. Это ГАЗ-АА 1933 года выпуска. Наверное, это самый древний автомобиль в Новосибирске.

Это плохо - начинать с Ильфа и Петрова, но соблазн велик. Нет, он просто непреодолим. Почти такой изображена «Антилопа Гну» в одном из современных изданий «Золотого теленка». Точно так же Козлевич собрал ее после аварии, снабдив «неродными» запчастями. Бендер предположил, что поначалу она была сенокосилкой, помните? А у «газика», о котором идет речь, сзади приварены два кольца для волокуши - видимо, таскали таким образом копны сена. В конце концов, «Эх, прокачу!» красовалось и на дверце «Антилопы», и на ГАЗ-АА.

Пронырливые автолюбители из Новосибирской городской общественной организации «Ретротехника» нашли ее в навозе в Омской области. Хозяйка долго не упорствовала и за полторы тысячи отдала оставшуюся после смерти мужа «рухлядь»: «Все меньше хлама во дворе будет». Несколько дней машину чистили и мыли, прежде чем начать ремонт.

А ремонт, как сказал бы Козлевич, ей дали уже в Новосибирске.

- «Родных» у нее - только передний мост, бампер, лобовое стекло и облицовка, - перечислил ответсекретарь «Ретротехники» Леонид Прокофьевич Чернобай. - Задний мост не от полуторки, а от ЗИС-5. Причем обрезан, чтобы ставить не по два колеса, а по одному. Кабины, сами видите, тоже нет. Дверцы от ГАЗ-69. «Фордовский» плавающий спидометр.

Кое-что с ней сделал прежний хозяин. Раму, например, укоротил, чтобы волокушу можно было прицеплять. К остальному руку приложили спецы «Ретротехники».

- Перед выставкой на «Сибирской ярмарке» ребята работали практически безостановочно два дня и две ночи, чтобы привести ее в рабочее состояние, - говорит Леонид Прокофьевич. - Ходовую часть перебирали полностью, потому что колеса не двигались, ступицы заржавели. Но ничего, от метро «Октябрьская» до площади Ленина, а оттуда до ярмарки дошла, «старушка».

 «Старушке» - за семьдесят. Волжский автозавод начал выпускать такие автомобили еще в начале 30-х. Во время войны на них возили легкие минометы и расчеты из троих бойцов. А потом, до 57-го, на МТС - машино-тракторных станциях - использовали в качестве прислуги за все. Но в основном, конечно, возили дрова. И вытягивала полуторка не по полторы тонны, а по две и даже две с половиной. В общем, трудяга машина. Она и прежнему хозяину досталась после списания и закрытия МТС.

...Здесь, на «Сибирской ярмарке», где проходит выставка «Автосиб-2001», стоит себе ГАЗ-АА на непрестижном, первом, этаже, вдали от современных авто. Ну, куда ему со своими 45-ю лошадиными силами до новой модели «Волги» за 430 тысяч рублей? Там гремят автомагнитолы, там голоногие девушки у каждой машины, как запчасть. А здесь он вроде как среди своих. Да и то, кажется, чувствует себя стесненно, соседствуясь с белоснежными «Чайкой» и ЗИМом. Хотя, по большому счету, все они родом из ГАЗа.

- Для автопробегов он, конечно, не годится, - как будто извиняется Чернобай. - А вот в парадах поучаствует.

Ну, и правильно, а чем же еще заниматься ветеранам, как не в парадах участвовать?

Поделиться:
Копировать