Мэрия защищает интересы горожан. Кто против? И почему?

Сомнительного же качества продукцию проще сбыть именно там, где проконтролировать торговлю труднее - к каждому трейлеру проверяющего не приставишь. Словом, без наведения порядка на потребительском рынке проблем у нас может сильно прибавиться.

 С мелкорозничной уличной торговли, которая в Новосибирске, как известно, очень развита, контролирующие органы глаз не спускают. И тем не менее многочисленные нарушения фиксируются в ходе практически каждой проверки, которые проводят регулярно госторгинспекция, санитарная и ветеринарная службы, межрайонный отдел по борьбе с правонарушениями и преступлениями на потребительском рынке и др. Особую опасность для здоровья горожан представляет, по мнению проверяющих, уличная торговля так называемым скоропортом.

Формальности при этом вроде бы соблюдаются. У торгующих сырами, колбасами, копченостями, мясной, молочной, рыбной продукцией есть необходимое в этом случае санитарное разрешение, есть обязательно холодильничек. Несмотря на это, в отдельно стоящих киосках, павильонах и трейлерах условий для торговли скоропортящимися продуктами по сути нет, и безопасность их для потребителей гарантировать весьма проблематично. Холодильник, стоящий в таких торговых точках, как правило, обычный, бытовой, продукции вмещает немного. По-хорошему, она должна подвозиться со склада несколько раз в день, по мере продажи. Если бы... Как показывает практика, завозится товар сразу на весь день, и лежит все то, что потом попадает на столы и в желудки горожан, не только в холодильнике, но и где придется. В лучшем случае - на какой-нибудь картонке или поддоне. Но бывает и хуже. Проверяющие видели сырные головы и палки колбасы сваленными прямо на пол или в раковину, предназначенную для мытья грязных рук. Естественно, ни о каком температурном и санитарном режиме говорить здесь не приходится. О последнем еще и потому, что продавец отдельно стоящей торговой точки не имеет подчас возможности ни, простите, в туалет сходить, ни помыть после этого как следует руки.

Ладно бы речь шла только о скисшем в жару молоке. Но как сбрасывать со счетов напасти, одолевшие сейчас европейские страны: ящур, коровье бешенство? Сибирскую язву, очаги которой нет-нет, да и появляются снова - то на Алтае, то в Казахстане? Да и нашу собственную область (специалисты подтвердят) благополучной в этом плане не назовешь. Сомнительного же качества продукцию проще сбыть именно там, где проконтролировать торговлю труднее - к каждому трейлеру проверяющего не приставишь. Словом, без наведения порядка на потребительском рынке проблем у нас может сильно прибавиться.

С учетом всего этого, руководствуясь простым здравым смыслом, мэрия Новосибирска встала на страже здоровья горожан и 1 декабря 2000 года приняла постановление N 2260 «Об упорядочении мелкорозничной торговли на территории г. Новосибирска». Согласно этому документу, торговля скоропортящимися продуктами в отдельно стоящих павильонах, киосках и трейлерах запрещалась и разрешалась только там, где для этого созданы необходимые условия - на микрорынках. Благо ими город насыщен, и особых проблем для горожан в связи с таким решением властей возникнуть не должно было.

Надо отметить, что на стадии подготовки постановление было согласовано с Новосибирским территориальным управлением по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и получило его «добро» (на бланке есть соответствующая виза). Однако спустя два с половиной месяца - 22 марта 2001 года - то же самое антимонопольное управление рассматривает дело о нарушении антимонопольного законодательства мэрией города Новосибирска именно в связи с постановлением N 2260. По мнению комиссии антимонопольного управления, «такие действия мэрии г. Новосибирска необоснованно препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, ущемляют их интересы и ограничивают конкуренцию на рынке оказания услуг розничной торговли между киосками и стационарными магазинами». В связи с этим комиссия приняла решение выдать мэрии Новосибирска предписание об исключении из текста положения «О мелкорозничной торговле» пунктов, запрещающих реализацию скоропортящихся товаров в отдельно стоящих киосках, павильонах, трейлерах.

Возникает вопрос: почему же антимонопольное управление в момент подготовки постановления мэрии никаких нарушений в нем не усматривало? Вопрос второй: с чем связана такая перемена во взглядах?

После принятия антимонопольным управлением данного решения профсоюз работников торговли, общественного питания и предпринимательства «Торговое единство» и АНО «Торговая гильдия» написали обращение министру РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Приводим текст обращения полностью.

«Профсоюз «Торговое единство» и АНО «Торговая гильдия» считают, что Новосибирское территориальное управление по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства занимает позицию, которая выражается в поддержке нецивилизованной («серой») мелкорозничной торговли.

Вместо поддержки легального бизнеса (стационарных магазинов), который исправно платит налоги, создает рабочие места и гарантирует социальные льготы работникам, управление своим решением оказывает поддержку полулегальному бизнесу. Решением от 22 марта 2001 года в адрес мэрии Новосибирска НАУ проголосовало ЗА:

- отсутствие социальных гарантий и нормальных условий труда работников сферы торговли;

- сектор экономики, который фактически не платит налоги;

- появление на столах у населения некачественной, фальсифицированной, контрабандной и просроченной продукции;

- дальнейшее ухудшение состояния легальной (стационарной) торговли;

- неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку в городе.

Учитывая, что основной пресс «чиновничьего гнета» лежит на цивилизованной торговле, лучшего решения в поддержку нелегалов нельзя и ожидать. По нашему мнению, данные решения расходятся с резолюцией, принятой на конференции представителей малого предпринимательства, проходившей в Москве 20-21 марта 2001 года.

Просим вас решить вопрос об отмене данного решения комиссии, которое ухудшает не только финансовое состояние города, но и превращает город в большую ярмарку. А также дать аргументированный ответ на вопрос: кого все-таки поддерживает Новосибирское антимонопольное управление и ваше министерство - цивилизованные формы бизнеса или нелегальный сектор экономики?»

Теперь свое слово о том, кто же действительно стоит на страже интересов горожан, должен будет сказать Новосибирский областной арбитражный суд, куда после выдачи предписания антимонопольного управления с исковым заявлением обратилась мэрия Новосибирска.

Председатель обкома профсоюза работников торговли,
общественного питания и предпринимательства
«Торговое единство» Л. Л. СИДОРОВА;
Исполнительный директор АНО «Торговая гильдия»
А. А. ДОЛЖЕНКО
Поделиться:
Копировать