Новосибирск 4.3 °C

...А хлеб на черный день прячут в тумбочках

01.06.2001 00:00:00

Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 Когда мы пришли в детский дом N 9 в Дзержинском районе, там было подозрительно тихо: никто не носился по коридорам, не галдел. Закралась мысль: прячутся они, что ли? Или перед приходом журналистов решили навести железную дисциплину? Все оказалось гораздо проще. Дома остались только маленькие и у них был сон-час. А все старшие, едва вернувшись с районного соревнования по боулингу, отправились играть в интеллектуальные игры. В команде 10 человек, остальные - болельщики.

Как рассказала нам директор детского дома Раиса Савицкая, подобный распорядок дня - явление абсолютно нормальное. Основное правило детского дома - каждый ребенок занят в каком-нибудь кружке, секции, клубе. Среди них есть и футболисты, и цирковые актеры, и модельеры, и певцы с танцорами, и художники. Педагоги убедились на практике, что творческая работа - лучшее лекарство для детей, среди которых много с диагнозом «задержка психического развития». Практика, кстати сказать, не особенно велика. Детский дом существует всего четвертый год и своим существованием обязан большой очереди, в которую ни один ребенок не захотел бы встать. Это очередь на размещение в детском доме. По идее, здесь ребятам должно быть лучше, чем дома: чистая одежда и белье, нет пьяных орущих рож, пятиразовое питание. Но дети все равно прячут в тумбочках столовский хлеб, почему-то именно хлеб. Наверное, на самом деле такого детского дома, где ребенок был бы абсолютно счастлив, нет и не может быть.

Директор детского дома N 9 Раиса Дмитриевна Савицкая
 - Моя самая большая мечта, - поделилась с нами Раиса Дмитриевна, - чтобы детей если и помещали в детский дом, то до 12-13 лет. У подростков уже сформировался тяжелый опыт негативного образа жизни. Им все здесь тяжело, особенно режим. Раньше он жил как хотел, а теперь утром приходится вставать, вечером возвращаться не позже десяти. И учиться. Конечно, и курят, и уроки пропускают, и сквернословят. С педагогами конфликты бывают именно из-за этого. Некоторые сбегают из детского дома. Но что меня больше всего радует: они же ведь и возвращаются!

От маленькой и какой-то необыкновенно уютной Раисы Дмитриевны просто волнами исходит ощущение покоя и в то же время энергии. При мне раздался звонок. Звонила семнадцатилетняя Таня, в детский дом ее привезли из притона для наркоманов, лечили. Но долго она не выдержала, сбежала. А теперь позвонила, но сказала, что обратно не хочет, попросила Раису Дмитриевну выйти к ней, поговорить.

- Не могу я про нее сказать «плохая». Мать пьет, Таня всю жизнь скиталась где попало, в школе училась всего два года. У нас еще одна такая девочка есть, Женя. Ей 15 лет. Ей здесь понравилось, она практически перестала употреблять наркотики. Через какое-то время ее нашла мать. Родная мать сняла с ребенка все вещи, которые мы ей здесь выдали, опять предложила наркотики. А потом бросила в каком-то притоне, мы ее там и нашли. Теперь Женя в больнице, скоро вернется в детский дом.

 Десятилетнюю Яну мать и дядя заставляли побираться на вокзале, девочка сама не выдержала, сбежала от них, позвонила в первую попавшуюся дверь и попросила сдать в какой-нибудь детский дом. У нас это единственный официальный отказ ребенка от родителей. Яна учится уже в шестом классе, но у нее до сих пор серьезные проблемы с психикой. С полгода назад двадцатичетырехлетняя мамаша привела к нам четырехлетнюю Юлечку. И сама попросила забрать: у нее, оказывается, еще трое детей. До того, как попасть к нам, Юля ничего не ела несколько дней...

Эту девчушку я видела собственными глазами, когда младшая группа проснулась после сон-часа. Пухленькая кукла, вся в кудрявых хвостиках, игрушками с удовольствием играет. Все ребятишки производят впечатление абсолютно нормальной детсадовской группы. Вот только когда кто-нибудь из них называет воспитательницу мамой или рассказывает, как папа привезет ему машинку, становится не по себе.

За четыре года из детского дома в новые семьи отправилось 10 ребятишек. Большинство взяли под опеку. Так выгоднее выходит: и вернуть можно, и деньги на такого ребенка выплачиваются. А двоих даже увезли за границу, в Италию и во Францию.

- Из Франции к нам приехала семейная пара, обоим уже около 50 лет. Не знаю, так ли на самом деле, но они рассказали, что во Франции детских домов очень мало, расположены они чуть ли не в подвалах и предназначены только для цветных детей. Чтобы усыновить белого ребенка, приходится очень долго ждать, а усыновление по их законам возможно только до 50 лет. А шестилетнюю Кристинку больше года назад увезли в Италию, недавно прислали фотографии и видеокассету с ее дня рождения. Ее приемные родители написали, что русский язык она уже почти не помнит.












Основное правило детского дома - каждый ребенок занят в каком-нибудь кружке, секции, клубе

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: