Новосибирск 0.5 °C

Владимир Городецкий: «Платить придется всем, но по-разному - в зависимости от доходов»

24.05.2001 00:00:00

Фото из журнала "Огонек"

 В Москве состоялось общероссийское совещание под эгидой Госстроя, на котором обсуждались проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Этот вопрос вызвал неподдельный интерес территорий, о чем свидетельствует и количество участников - пять с половиной тысяч человек, в том числе шестьсот мэров городов.

В работе совещания принял участие и мэр Новосибирска Владимир Городецкий, который по приезде домой поделился своими впечатлениями:

- Для нас это было продолжение того разговора, который состоялся 14 мая на заседании Совета Сибирского федерального округа совместно с ассоциацией «Сибирское соглашение». Были озвучены подходы к реформированию отрасли и подведены итоги десятилетней работы в этом направлении. Я не в полной мере, откровенно говоря, удовлетворен состоявшимся разговором. Думаю, недооценивают организаторы подготовку этого вопроса - она идет поверхностно. К настоящему времени можно было бы больше иметь аналитических материалов по сегодняшней ситуации. Нельзя ее сводить к общим итогам по всей России: в каждом регионе свои особенности развития ЖКХ, и важно их видеть. Этого, к сожалению, нет. Однако появилась уверенность, что, если уж президент выразил тревогу по поводу состояния ЖКХ, то вопрос не ограничится только обсуждением и принятием полумер.

Состояние дел в ЖКХ оценивается как критическое. И есть понимание того, что если не начать принимать сейчас адекватные меры, то мы можем получить неуправляемую ситуацию - и не только в отдельном каком-то регионе, как в Приморье. Поскольку главной причиной такого состояния является хроническое недофинансирование этой отрасли. Сегодня налицо постоянный недоремонт - текущий, капитальный. Ситуация пока находится под контролем, но надо принимать меры по выходу из этого сложного положения. Надо увеличивать финансирование в отрасль, надо менять подходы к управлению отраслью.

То, что эта структура сегодня громоздка, бюрократична, ясно всем. Не идеальна она и в Новосибирске. И в связи с этим мы намерены уменьшить издержки внутри отрасли, создать такую систему управления, которая позволит повысить заинтересованность в конечном результате всех служб ЖКХ. Принцип альтернативности должен стать определяющим. Примеры такие звучали, и мы пошлем наших специалистов посмотреть, как эти проблемы решаются в соседних регионах. Мы тоже не стояли на месте - искали различные подходы к совершенствованию управления ЖКХ. В течение полутора лет в трех районах Новосибирска работали службы заказчика. В двух районах новая структура показала себя как более перспективная система управления, в одном районе это не подтвердилось. Так что есть над чем работать дальше.

Стоит задача: сделать ЖХК отраслью бездотационной. Для этого необходимо принять ряд мер, направленных на уменьшение издержек, на увеличение доли платежей населения. Последний вопрос звучал особо. Согласен, что население должно платить за жилищно-коммунальные услуги сто процентов. Но только какая категория населения? Далеко не все способны сегодня оплачивать услуги в полном объеме. Хотя есть те, кто обязан платить по полной программе, например, имеющие второе жилье и жилплощадь сверх социальной нормы, кому позволяют это делать доходы. Нужен дифференцированный подход.

На мой взгляд, ошибаются разработчики, неадекватно оценивая уровень доходов населения в России. Доходы москвичей, например, приближаются к 8,5 тысячам рублей. Если такие доходы брать в расчет, тогда мы вправе говорить, что на получение субсидии могут рассчитывать те, чьи затраты на оплату жилищно-коммунальных услуг превышают 22 или 25 процентов совокупного дохода. У нас средний доход - 2540 рублей, а есть и еще меньше - 1,5 тысячи. Разве к нам применим такой же подход? Но разработчики настаивают на единых нормативах для всей России. При этом доля платежей населения уже в этом году должна приблизиться к 80 процентам. Если мы не выдерживаем этот федеральный стандарт, мы не вправе рассчитывать на получение компенсаций на выплату субсидий, а они предусмотрены на эти цели. Вот так жестко ставится вопрос. Я думаю, тут есть над чем работать. На Совете Сибирского федерального округа от имени АСДГ говорили об этом: если будут учтены возможности регионов, тогда, думаю, найдем правильные решения.

Поднимался на совещании и вопрос о недопустимости изменения тарифов на тепло и электроэнергию в течение финансового года. Это надо делать, когда верстается бюджет. Или закладывать в нем резервы.

К сожалению, в выступлениях на совещании не прозвучала озабоченность по поводу компенсаций за принятое в муниципальную собственность ведомственное жилье. А ведь муниципалитеты все делали для того, чтобы забрать ветхое жилье, объекты соцкультбыта, освободив таким образом предприятия от несвойственных им функций, дав им возможность направлять средства на производство, обновление основных фондов. Это помогло экономике ожить, приподняться. Но, приняв на свой баланс 9,5 миллиона квадратных метров жилья, наш город не получил подкрепления от Министерства финансов. Только в прошлом году мы представили документы на 244 миллиона рублей, а ситуация по их возврату до сих пор не ясна. Хотя у меня состоялся разговор с председателем Госстроя, который пообещал, что этот вопрос будет в ближайшее время изучен.

Совещание не ответило на все вопросы, да это и не предполагалось. Главное, что проблема была высвечена, и мы все надеемся, что разработчики учтут прозвучавшие мнения. Примут во внимание различные условия, в которых сегодня находятся регионы, в том числе климатические условия Сибири, Дальнего Востока. Я, как и многие другие, за то, чтобы вышел федеральный документ, который бы регламентировал дальнейшие шаги по совершенствованию управления ЖКХ. Такой документ должен быть разработан и на уровне субъекта Федерации. Но только ждать готовых решений сверху мы не можем - надо самим разрабатывать новые подходы, новые направления. А они у нас есть. Мы сделали серьезный шаг в прошлом году, отработав механизм субсидий, практику их оформления. Теперь главное - «вписать» категорию людей с малыми доходами в те стандарты, которые будут предложены правительством, с учетом, конечно, наших, территориальных, возможностей. И - сделать все возможное, чтобы состоятельные люди оплачивали жилищно-коммунальные услуги в полном объеме. Мы все должны понять, что жилье - наше достояние, содержание которого обходится недешево. Платить придется всем, но по-разному - в зависимости от доходов.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: