Новосибирск 3.5 °C

Россия вернет былое могущество, а слово «план» больше не будет никого пугать

11.05.2001 00:00:00

Мнение экономиста

Михаил Мкртчян. Фото Сергея ПЕРМИНА

 Недавно в Новосибирске побывал профессор Михаил Мкртчян - советник ректора Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, директор Центра программ развития. В столице Сибири он оказался не в первый раз. Здесь когда-то был аспирантом, здесь защищал диссертацию, поэтому называет себя просто: «Я - кадр Новосибирска, патриот Академгородка».

Михаил Цолакович ответил на вопросы «Вечернего Новосибирска», первый из которых был такой:

- Когда-то Михаил Задорнов произнес остроумную фразу: «Концерты известных экономистов». Тем самым он подчеркивал влияние на умы, которые имели совсем еще недавно люди этой профессии, и благоговейный трепет публики, которая им внимала. Сегодня - ситуация иная. Не так ли?

- К сожалению, сейчас на экономистов смотрят уже не с оптимизмом, а скорее пессимистически. Но не надо стричь всех под одну гребенку. Одни считают себя сторонниками либеральной экономики и призывают двигаться по этому пути, не считаясь с особенностями России; другие - например, Абалкин, Львов, и себя тоже считаю солдатом этой армии - полагают, что экономика должна быть регулируемой. Нас убеждали, что свободный рынок якобы установит всему истинную цену. Но посмотрите, как выросли цены и где осталась зарплата?!

- А находят ли общий язык представители двух школ?

- Мне кажется, что либералы постепенно становятся сторонниками регулируемой экономики. Самый яркий пример - Сергей Глазьев. Понимаете, нельзя сначала сжать пружину, а потом резко ее отпустить - удар будет чувствительным. А мы это сделали и получили массу проблем. Сейчас, например, не случайно в ходу термин «продовольственная безопасность». На самом деле это серьезная проблема для России. В США забили тревогу, когда доля импортных продовольственных товаров достигла 36% от общего объема потребления. А у нас был период, когда зашкаливало за 60! Сейчас этот показатель, к счастью, снизился. Как раз тот случай, про который говорят: «Нет худа без добра». Я имею в виду дефолт 98-го года. Постепенно ожило отечественное производство, и все убедились, что отечественные продукты питания и лучше, и в плане экологии превосходят пресловутые «ножки Буша».

В общем, сама жизнь заставляет сегодня экономистов объединяться.

- И все равно, наверное, кто-то в особой моде?

- Все у нас есть: и кейнсианцы, и сторонники известного маршала, и известного генерала. Но у нас здесь не Чили. Россия - это очень специфический организм. И я не понимаю, когда нам приводят в пример США или, допустим, Францию. Их модели развития для нас неприемлемы. Странно слышать, когда говорят, что вот, мол, Америка нам поможет. Да когда такое было?! Америка работает только на свои национальные интересы. Поэтому Россия должна надеяться на себя и гнуть свою линию.

- Значит, «самого великого» экономиста сейчас нет?

- Если будет опять один великий экономист - такой, как Карл Маркс, будут старшие экономисты и будут просто экономисты, - это очень плохо. Пусть каждый имеет свою точку зрения и убеждает в своей правоте других. Сейчас разрабатывается программа развития на пять-десять-пятнадцать лет вперед, и в этой работе участвуют многие экономисты, в том числе и те, кто еще несколько лет назад боялся самого слова «планирование».

- Многие, кстати, говорят, что у президента нет экономической программы.

- Есть одна простая вещь: политику всегда диктует экономика. Поэтому у президента не может не быть экономической программы. Путин вообще человек конкретный: он сначала делает, потом говорит. Посмотрите на социальную политику - он с первого дня занимается вопросами поддержки наших пенсионеров, повышением минимальной заработной платы. А главное - он объяснил всем региональным правителям, которые создали свои конституции и пели эту свою песню бесконечно, что страна у нас одна и Конституция - тоже. Так что я полагаю, что Путин создал экономическую базу и сейчас осуществляет свою программу.

Проблема в том, что за последние десять лет чиновничество у нас очень разболталось. Когда мы дойдем до того момента, что каждый человек у нас на своем месте будет работать честно, - у нас будут положительные изменения. К этому мы неизбежно придем, и страна будет такой же мощной, как раньше.

- Идут споры о темпах роста. Каков ваш прогноз?

- У меня оптимистическое настроение. Я считаю, что будет около четырех процентов роста. Это нормальный, естественный рост. И достигнут он должен быть не за счет повышения цен на нефть и газ.

- А что мы еще можем предложить вместо нефти?

- У нас есть мозги! Россия накопила большой интеллектуальный потенциал. Не случайно за нашими учеными идет охота на Западе. Кстати, вопреки прогнозам, интерес к образованию, в том числе экономическому, не только не упал, но, наоборот, заметно вырос. В Академии народного хозяйства уже четыре года отмечается большой интерес молодежи к получению второго образования - экономического. Приходят крупные бизнесмены, банкиры, которые поняли, что без специального образования в экономике сегодня не обойтись. И это, конечно, внушает оптимизм.

- И последний вопрос: скажите, как поживает академик Аганбегян, много лет проработавший у нас в Академгородке?

- Абел Гезевич по-прежнему занимается всеми делами. Он полон энергии и планов. В свое время благодаря ему мы не в простое время сохранили Академию народного хозяйства, а сейчас вместе с ним уверенно идем в будущее.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: