Он родился в Израиле, обучался в Нью-Йорке и Милане, а 14 лет назад обосновался на сибирской земле, где почти с нуля создал многотысячную еврейскую общину. Главный раввин Новосибирска и области Заклос Шнеур ЗАЛМЕН рассказал читателям «ВН», откуда зародились стереотипы о евреях, благодаря чему в Новосибирске едва ли не самый низкий уровень антисемитизма в мире и за что он так полюбил наш город.
Больше, чем по стране — Реб Залмен, скажите, насколько представительна еврейская диаспора в Новосибирской области?
— Мы знаем, что примерно 0,5 процента населения России составляют евреи. Исходя из этого, можно рассчитать, что в Новосибирской области их около 20 тысяч. Но в областном центре процент еврейского населения, на наш взгляд, должен быть выше, чем в среднем по стране, потому что в советские времена много евреев приезжало в новосибирский Академгородок учиться, не имея возможности поступить в столичные вузы по национальному признаку. По окончании высшей школы они оставались здесь работать.
Если говорить о новосибирских евреях, которых мы сегодня знаем по именам и адресам, то таких порядка 10 тысяч. И еврейская община продолжает работу по поиску и установлению контактов с представителями нашего народа.
Для евреев в Новосибирске работают синагога, общинный культурный центр (правда, пока не достроенный до конца), еврейские детский сад и лицей. Хотим также открыть первый в городе кошерный продуктовый магазин.
— А зачем вам такая обособленность?
— Дело не в обособленности. Мы изначально ставили себе цель построить — впервые в истории города — не только специальное здание синагоги, но и объединенный с нею национальный культурный центр, ведь большинство евреев Новосибирска — люди нерелигиозные. Общинный центр дает им возможность познакомиться и пообщаться друг с другом, узнать что-то новое о еврейской традиции и культуре, сообща отметить иудаистские праздники и т. д. Мне очень стыдно и обидно, что основная масса новосибирских евреев совершенно ничего не знает о национальной культуре. Возникает вопрос: тогда в чем вы евреи? Если так пойдет и дальше, еврейская культура может и вовсе исчезнуть. Впрочем, новосибирский еврейский общинный центр открыт не только для евреев. К нам приходят многие горожане, которые интересуются еврейской культурой, мы регулярно проводим экскурсии для школьных групп со всего города. Это лучший способ борьбы с антисемитизмом, корни которого лежат в незнании.
Открытость — важный принцип нашей работы. Это проявляется даже во внешнем облике здания, о котором я сказал. Опытный архитектор, изначально проектировавший здание синагоги и общинного центра, хотел сделать его без окон. Я же, напротив, настаивал на больших окнах. Мы долго спорили, в итоге нам пришлось расстаться с ним, но здание таки было построено со множеством окон.
— А что включает в себя еврейская культура? С ходу вспоминается разве что «Хаванагила» и «Семь-сорок»…
— Стереотипно еврейская музыка ассоциируется со скрипкой или с кларнетом, но я бы не назвал эти инструменты национальными, на них играют все народы.
Существуют замечательные еврейские спектакли, есть много известных писателей-евреев, и хотя база нашей культуры и самого языка зиждется на иудаизме, многие произведения искусства, особенно современные, с религией никак не связаны.
О мифах и юморе — Кстати, о стереотипах. О евреях анекдоты слагают: в них ваша нация умная и богатая, но вместе с тем хитрая, жадная и вообще негласно управляет всем миром. Что здесь правда, а что миф?
— Правдиво лишь одно — многие евреи действительно умные. К примеру, очень большой процент нобелевских лауреатов, особенно по физике, имеют еврейское происхождение. Но генетика тут ни при чем. Просто одна из главных жизненных установок еврейской семьи, почерпнутая из Торы, заключается в том, что нужно много учиться. В еврейских домах учеба по сей день стоит на первом месте, дети начинают учить алфавит с трех лет. Это рано развивает мозг, и он начинает активно работать. Богатство и успешность евреев — это тоже стереотип. Могу подтвердить, что 95% новосибирских евреев небогаты, более того, в городе много бедных, которым община помогает материально.
Все ли евреи порядочные и щедрые? Разумеется, нет, но то же самое можно сказать о любом другом народе. Что касается хитрости евреев и их «контроле над миром» — это совсем глупости. Но у меня есть собственная версия, как этот миф зародился. Общаясь на одном языке, евреи из разных стран могли легко наладить отношения, торговые в том числе, друг с другом. Из-за этого у других народов складывалось ощущение, что евреи обладают некой властью, скрытой от других. Этот стереотип, к сожалению, через многие поколения дошел до наших дней.
Вообще, антисемитизм существует столько, сколько живет еврейский народ. Поводы для гонений на евреев находились всегда. Просто мы очень шумный народ, постоянно привлекаем к себе внимание окружающих. Сегодня во всех странах мира проживают всего 12–15 миллионов евреев, но о них говорят намного больше, чем о миллиарде с лишним индийцев.
— А еще считается, что у евреев отлично развито чувство юмора…
— Юмор — это жизнь. Не секрет, что наш народ пережил тяжелые времена: погромы, холокост… Но евреи всегда смотрели в будущее с оптимизмом. Чтобы жить дальше, мы должны быть веселыми и находить положительные стороны в любой жизненной ситуации. К тому же нам, евреям, нечего скрывать. Наши жизненные установки ясно обозначены, мы стремимся жить правильно, а потому можем посмеяться и над собой, и над тем, что нам несправедливо приписывают. Я сам люблю анекдоты. Вот один из тех, что мне нравится: «Почему вы, евреи, всегда отвечаете вопросом на вопрос? — А почему нет?»
Привычка отвечать вопросом на вопрос — вот, кстати, еще один стереотип о евреях. Просто нас с детства приучают: «Спроси почему», и я сам сегодня учу этому других.
— Как воспринимают вашу нацию и вашу общину в Новосибирске? Пресловутый антисемитизм не мешает?
— Новосибирск уникален тем, что уровень антисемитизма здесь очень низкий даже в сравнении с Европой. Наверное, причина в том, что этот город на протяжении всей своей истории был многонациональным. Общаясь с другими раввинами России, я прихожу к выводу, что в настоящее время евреи здесь чувствуют себя комфортнее, чем в городах Франции, например, где много мусульманских диаспор, в том числе и радикальных исламистов.
— Тем не менее есть люди, скрывающие свое еврейское происхождение и посещающие синагогу и общинный центр тайно…
Любовь со второго взгляда — А как вас лично встретил Новосибирск? Вы же приехали к нам всего 15 лет назад, правильно?
— Да, но у нас с Новосибирском любви с первого взгляда не возникло (улыбается). Когда я приехал сюда впервые по просьбе главного раввина России в марте 1999 года, еврейского сообщества в городе практически не было. Единственным «оплотом» еврейской культуры и религии было маленькое здание на Коммунистической с туалетом на улице. Работали в городе, конечно, и израильские организации, но их конечной целью было отправить евреев в Израиль, а не создавать что-либо здесь. В общем, эта нерадостная картина, абсолютное незнание русского языка вкупе со стереотипными представлениями о России, откуда в 1990-е годы эмигрировало более миллиона евреев, и о Сибири, где морозы и медведи, заставили меня начать собираться обратно в Израиль и выбирать другое место службы. Но напоследок я решил отметить с местными евреями очередной праздник еврейского календаря, купил много угощений… а на следующий день пришел и увидел, что в здании на Коммунистической учинен погром. Все, в том числе священные для нас символы веры, было сломано и уничтожено. Я тогда не мог сдержать слез…
Главный раввин России посоветовал мне созвать пресс-конференцию по этому поводу. Собралось много журналистов, и первый их вопрос был такой: «Вы главный раввин Новосибирска?» Что мне было ответить? Я согласился. А в продолжение беседы сказал, что нас ничего не пугает и мы будем развивать еврейскую общину дальше.
На следующий день — мое лицо по всем местным каналам и звонки от раввинов со всего мира, ведь новость о погроме вызвала большой ажиотаж. Я все-таки улетел тогда из Новосибирска, но, прибыв в Израиль, задумался: весь мир теперь знает меня как главного раввина Новосибирска. Наверное, это знак свыше. Поэтому я собрался и вернулся в Сибирь, уже насовсем.
Друзья подшучивают надо мной: все евреи уезжают из России, а ты, наоборот, переехал сюда добровольно. Но хоть я сам родился в Израиле, моя мать — из России, так что я сюда не приехал, я вернулся. Все мои шестеро детей появились на свет и учатся в Новосибирске, в еврейской школе, они говорят по-русски, для них это родина.
Вы знаете, в еврейской традиции любовь — это не сразу. Настоящая любовь зарождается в процессе долгой совместной жизни, постепенно появляется взаимоуважение, осознание того, что вы нужны друг другу. Вот именно такая у нас с Новосибирском любовь.