Новосибирск 2.9 °C

Химера на халяву

23.04.2001 00:00:00

 Было в старину довольно хлесткое, хоть и не во всем справедливое определение науки: процесс удовлетворения собственного любопытства за казенный счет. Забавно, но этот же процесс в нашем городе протекает с неменьшим размахом и в сферах, относительно удаленных от научного мудрствования: к примеру, на ни в чем не повинном городском транспорте.

Появилось у мэрии сибирской столицы желание перевести городской транспорт на газовое топливо. Идея, заметим, законная и идеологически обоснованная: тут и экономия небогатых бюджетных средств, и экологическая чистота, и долговечность работы двигателя, который опять же немалых денег стоит. Но вопрос - на какой газ?

Суть проблемы поясняет человек, в ней разбирающийся. Слово отнюдь не чужому для нашего транспорта человеку - председателю Совета ассоциации независимых перевозчиков Георгию Глебову: «Перевод транспорта, в том числе пассажирского, на газ - действительно актуальный вопрос, как с точки зрения экономики, так и экологии. Но при этом необходимо учитывать, что известны две схемы: работа транспорта на сжиженной пропан-бутановой смеси и на сжатом метане.

Если брать бензиновые автобусы, то в первом случае газобаллонное оборудование относительно компактно и монтируется под салоном машины. Как правило, ни завод-изготовитель, ни ГИБДД не возражают против такой переделки: по этой схеме давно работают маршрутные ПАЗики и «Газели» в Омске, Красноярске и других городах. Инструктаж персонала минимальный, давление в баллонах невысокое - 7-8 атмосфер. Столитровый баллон весит около 25 килограммов и вмещает примерно 85 литров газа, а литр пропана заменяет литр бензина.

Другой вариант - сжатый метан. Здесь столитровый стальной баллон весит 125 килограммов, но он эквивалентен всего лишь 15 литрам бензина. А шесть таких баллонов, соответствующих одному пропановому, весят три четверти тонны. Давление в метановых баллонах - 200 атмосфер, что требует самой серьезной переподготовки и обучения персонала, от водителя до ремонтника. Поэтому сегодня на сжатом газе практически никто в России не ездит: нужна серьезная конструкторская работа, прежде всего по облегчению оборудования и повышению его надежности. По той же причине возникают неизбежные сложности при регистрации транспортных средств на сжатом газе в ГИБДД: эта организация отвечает прежде всего за безопасность движения».

Казалось бы, как выражаются капиталисты, «ноу проблем»: оглянись на соседа - омича или красноярца - и делай, как он. Метан - дело перспективное, но не сегодняшнее: куда девать комплект баллонов в полтонны весом даже в минимальном для ежедневной работы варианте? На прицепе за автобусом возить? На пропане технология отработана, переделка пару часов занимает в обычном боксе, опять же «ноу проблем» с ГИБДД... Для нормального хозяина выбор, что называется, очевиден.

И вот тут мэрией принимается, прямо скажем, нестандартное решение: вместо опробованного на всероссийском уровне пропана поэкспериментировать с метаном - авось что и получится! Бюджет хоть и тощенький, но есть - почему бы и не удовлетворить любопытство? И не абы как, а с истинно новорусским, пардон, новосибирским размахом, чтобы дремучие пропановые соседи с зависти удавились...

И закипела работа. Для начала закрыли и зачистили от персонала один из ведущих автобусных парков Новосибирска ПАТП-8 - это при том, что для переоборудования одного автобуса на газ достаточно четырех часов работы и одного небольшого бокса на любой станции техобслуживания, коих в городе как бродячих собак. Освобожденная территория размером с доброе футбольное поле, которую «транспортный» вице-мэр города тут же публично пообещал вывести из муниципальной собственности, оказалась предназначена не только для инициаторов эксперимента, но и для деятельности некой частной по форме собственности фирмы, которая должна была обеспечить переделку автобусов, строительство газовой заправки и комплекса хранения сжатого газа. И все под барабанную трескотню слов сверху - «экономия!», «экология!»...

А в итоге, если разобраться, с муниципальной подачи получилась всего лишь мечта определенной части российского бизнеса: халява за муниципальный счет.

Халтурность самой идеи следует даже из такого простейшего соображения: для установки газового оборудования на метане износ автобуса не должен превышать 15%. Следовательно, если брать муниципальные машины, то полностью изношенные ЛИАЗы и «Икарусы» можно на сто процентов отбрасывать, как и немалую часть ПАЗиков. Ну, останется ПАЗиков 100-150, пригодных для переделки, - большую они погоду на маршрутах сделают?

Пока транспортники города переживали по поводу разгона ПАТП-8, конструкторская мысль метановых умельцев воспарила до самой крыши - в переносном и прямом смысле. Куда девать семь с половиной центнеров баллонов с сотнями атмосфер газа? Не беда - загоним на крышу автобуса! Не приспособлена крыша для такой ноши конструкцией ПАЗика и заводом-изготовителем? Не беда - упрочним, подварим... И пусть водители с пассажирами в прямом смысле слова под газом ездят. И под Богом - в случае чего...

Этот самый «случай чего» наступил быстрее, чем предполагалось, - уже в марте. Ибо мало того, что у переделанных бедолаг-ПАЗиков по нашим дорогам начинала в прямом смысле слова «ехать крыша» (для любителей экспериментов, в том числе из мэрии - попробуйте попрыгать по ямам и лужам с газовым баллоном на голове: мало не покажется!), так еще и по определению нарушалась устойчивость. Одно дело - пропановый баллон внизу машины, что понижает центр ее тяжести, и совсем другое - семь-восемь метановых на ее верху: самое то для опрокидывания.

Не хочется слыть пророком и тем более, что называется, каркать, но буквально через несколько дней после того, как вышел номер «ВН», где транспортным руководителям мэрии напоминались законы школьной физики, случилось то, что неизбежно должно было случиться: заскользил на дороге «метановый» ПАЗик 601-го маршрута, попавши колесом в ледяной желоб на проезжей части... Не будь проклятого грузила на крыше, может, автобус и устоял бы: занос - дело нашим сибирским водителям привычное. А так - кувыркнулся на бок вместе с пассажирами.

Слава богу, на сей раз пронесло. Салон, к счастью, полупустой, всего-то десяток пассажиров, искры нигде не проскочило... В общем, те, кто был внутри, отделались синяками и шишками, при том, что шанс на столь благоприятный исход, в общем, невелик, а при полном автобусе - тем более. Зато, насколько мне известно, после этой аварии и без того дохлые шансы автобусов на сжатом газе быть полноправно зарегистрированными в ГИБДД приблизились к абсолютному нулю.

И что же мэрия - одернула экспериментаторов? Вернулась к проверенному опытом эксплуатации на пассажирском транспорте у соседей относительно безопасному сжиженному газу - по крайней мере до разработки надежного и легкого оборудования для метана?

Отнюдь. Сегодня мэрией взята сталинградская тактика «ни шагу назад» - может, чтобы не объяснять странную щедрость по части муниципальных территорий, а может, по какой-либо иной причине - пусть читатель домыслит сам. Спешно клепаются очередные ПАЗики с баллонами на крыше, а транспортное командование поет дифирамбы газовому топливу, деликатно не уточняя, что речь идет не об общепринятом на российских дорогах пропане, а о рискованной для водителей и пассажиров метановой авантюре...

Мне довелось беседовать с одним из водителей, непосредственно сидевших за рулем такого ПАЗика, - пусть его мнение тоже будет принято во внимание: «Что там говорить! Ничего удивительного с тем опрокинувшимся «шестьсот первым» нет: бывало, едешь по Октябрьскому мосту просто при сильном боковом ветре и чувствуешь, как твой ПАЗик ведет в сторону... Парусность-то у этой газовой конструкции тоже немалая, тем более что баллоны еще и широкой пластиной сбоку закрываются с названием той самой газовой фирмы - чем не готовый парус? В общем, ушел я от греха подальше: своя шкура, сами понимаете, дороже...»

Так что сей мудрый мужик свой выбор сделал, «проголосовав ногами» против сжатого газа на наших автобусах. А вот куда идти пассажирам, если господа из мэрии уже все решили за них?

Посему есть предложение: поскольку проблема газового топлива на пассажирском транспорте имеет особую важность для горожан, а принятое келейно сверху решение об использовании сжатого газа как минимум неоднозначно (вспомним еще раз злосчастный - или счастливый по итогам аварии - 601-й ПАЗик), то предложить заняться этой проблемой вплотную новому горсовету. Да и кому, как не депутатам, решать, стоит ли отдавать задаром авторам и участникам метанового эксперимента территорию муниципальных автотранспортных предприятий? Может, тогда-то и станет теперь уже бывшее ПАТП-8 первым и последним примером химеры на халяву за счет новосибирцев...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: