Новосибирск 0.6 °C

Бакшиш в законе

15.07.2011 00:00:00
Бакшиш в законе
— …Боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет. — Гм... Да ведь других нет? — Вот никаких и не читайте. М. Булгаков «Собачье сердце».

Теперь и я вслед за профессором Преображенским прошу о том же всех, кто мне дорог. Желание уберечь близких возникло после прошлого номера «Вечерки», где мой коллега по рубрике господин Гусейнов, рассуждая о коррупции как социальной болезни, приравнял борьбу с ней к попыткам истребить алкоголизм, наркоманию и проституцию.

Профессор напомнил, что мы живем в Азии, где отказ от подношения считается оскорблением дающего, и посоветовал читать Салтыкова-Щедрина и Чехова, дабы убедиться: «все не так уж плохо в нашем востокообразном российском мире». На мой взгляд, позиция новосибирского маржиналиста совершенно недопустима. Мол, не так страшен черт. Попустительство прессы может привести к тому, что слова «СМИ против коррупции» будут звучать столь же парадоксально, как «рок против наркотиков», «пчелы против мёда», «чиновники против кумовства и взяток»…

Агитировать за нежное отношение к взяточникам как-то уж чересчур… лояльно. Более гуманного отношения государства к коррупционерам, чем у нас, в принципе быть не может. Наша власть традиционно лояльна к порокам: снисходительна к проституции, покровительственна к алкоголизму, нетребовательна к наркомании, терпима к педофилии, толерантна к рецидивистам, не-взыскательна к казнокрадству, либеральна к кумовству…

А уж взяточники у нас настолько прочно защищены всей броневой мощью отечественной бюрократии, что представляется, будто те немногие неудачники, чьи дела доходят до судов, на самом деле не метко подстреленная дичь охотников на экономических преступников, а избранные жребием агнцы, призванные на алтарь Момоны практикующим человеческие жертвы аппаратом.

Так что если вслед за Рифатом Мирахмедовичем считать коррупцию болезнью, нужно согласиться и с тем, что болеть мздоимством на Руси гораздо приятнее, чем коклюшем или алкоголизмом, проституцией или свинкой. Впрочем, так можно договориться до того, что взяточничество — это разновидность клептомании. И что если брать в меру, но качественной валютой, то тогда ты – не коррупционер, а просто взяткозависимый…

Я бы никогда не осмелился спорить с уважаемым профессором, если бы экономика сегодня не считалась вполне гуманитарной наукой. Да и сам профессор предпочитает в своей статье ссылаться не на коллег-экономистов, а на писателей, упрощая тем самым мое, изрядно подпорченное филологическим образованием, восприятие.

Существует «оптимальный уровень коррупции», ниже которого опускаться не стоит, – стерильность обходится дороже. Но нам-то пока не до того: сегодня вообще может показаться, что борьба с коррупцией носит антигосударственный характер, потому что подрывает государственный строй.

В нашем «востокообразном» мире профессор Гусейнов славится умением блестяще читать лекции. Его обожают студенты, часть из которых действующие или будущие чиновники. Коррупция для них, видимо, и впрямь как ларингит для трудолюбивых лекторов – профессиональный недуг. Вот и складывается впечатление, что, предвидя нелегкую судьбу своих учеников, уважаемый профессор заранее прощает их, переводя основную степень ответственности за взятки с конкретного столоначальника на… географию: Восток, знаете ли, пахвала-махвала.

Кстати, насчет Востока. Индекс восприятия коррупции за 2010 год, отражающий уровень коррупции в 180 странах мира, наименее коррумпированными странами называет Данию, Новую Зеландию и Сингапур. Также среди лидеров антикоррупционного пелатона Гонконг, Япония, Катар, ОАЭ, Израиль, Тайвань, Бутан, Бруней, Южная Корея, Оман, Бахрейн, Иордания и Сау-довская Аравия. Это страны из первой полусотни. Россия здесь 148-я. Так что, может быть, выбирая для себя ориентиры на Востоке, не стоит ориентироваться исключительно на замыкающие этот список Афганистан, Ирак и Туркмению?

Теперь о том, что «все не так уж плохо»…

Великий Салтыков-Щедрин, описывая российскую дурь, подлость и необразованность, большей частью комиковал, преувеличивал. Сегодня же его произведения гиперболой не выглядят. «История города Глупова» – так вообще практически точный путеводитель по реальной российской действительности.

Ну а грустному Чехову и столетие назад было холодно в относительно благополучной при нем России…

Неужели профессор считает, что сейчас все хорошо, только потому что хуже, чем при Чехове?

И последнее. Плюс есть. Он в том, что в масштабных вопросах наш уважаемый экономист имеет обыкновение ошибаться. К примеру, Рифат Гусейнов уверял читателей со страниц одной из новосибирских газет, что никакого мирового финансового кризиса быть не может. Причем было это как раз тогда, когда цунами глобального экономического коллапса уже захлестнуло землю…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: