Новосибирск 11.7 °C

Три круглые даты лирического тенора

23.03.2001 00:00:00

80 лет со дня рождения и 60 лет творческой деятельности отметил заслуженный артист России, профессор консерватории Анатолий Жуков. Не так давно супруги Анатолий и Римма Жуковы (тоже солистка новосибирской оперы) отпраздновали еще одну круглую дату - 50 лет совместной жизни.

Анатолий (Надир) и Римма (Лейла) Жуковы в «Искателях жемчуга» Бизе

 Его дебют на сцене новосибирской оперы состоялся в партии Альфреда в «Травиате» Верди. С тех пор исполнил великое множество партий лирического тенора самого разного плана. Выходил на сцену с такими корифеями новосибирской оперы как Мясникова, Первозванская, Петров, Арканов, Сорочинский... Пел на сценах Большого, Мариинки, театров Одессы, Перми, Ашхабада.

Не последнюю роль в его решении приехать в Новосибирск сыграл Сергей Лемешев. Когда после окончания Львовской консерватории Анатолий Жуков был приглашен на стажировку в Большой театр, великий тенор ему по-отечески посоветовал: «Стажерскую группу, Толя, ты уже перерос. Тебе нужен театр молодой, как новосибирский. Театр будет расти, и ты вместе с ним...»

***

Впервые о новосибирском театре Жуков услышал (как это ни странно звучит) на фронте (войну прошел от Сталинграда до Праги, имеет боевые награды).

- Стояли в обороне под Сталинградом, - вспоминает он тот случай, - и нам было запрещено слушать Москву, чтобы слухи о тогдашних поражениях не деморализовали армию...

Но Москву все равно слушали, и из одной из таких нелегально прослушанных передач он и узнал, что в Сибири достраивается театр.

- Удивительно! Война, бои, я еще не знаю, буду ли певцом и останусь ли жив вообще... И вдруг слышу о своем будущем театре.

После фронта был солистом ансамбля песни и пляски 81-й гвардейской дивизии, затем ансамбля 7-й гвардейской армии...

***

С Сергеем Лемешевым (Жуков - справа)
 Первые столичные гастроли театра, где Анатолий Жуков пел партию Герцога в «Банк Бане» Эркеля, стали для солиста и театра событием незабываемым. Успех был столь огромен, что московская публика требовала сибиряков на открытие своих театральных сезонов. В 61-м был приглашен участвовать в спектаклях Большого. Мелик-Пашаеву его рекомендовал знаменитый Павел Лисициан, с которым доводилось работать вместе. Он-то и обратил внимание тогдашнего главного дирижера Большого, что в Новосибирске есть лирический тенор, который «легко берет верхнее «до» в «Садике Маргариты» (сцена из «Фауста») и свободно гуляет по «садику». (Верхнее «до» - предел мечтаний любого тенора, не всякому удается хорошо поставить верхнюю ноту. Бывает, и корифеи срываются и дают «петуха»). Дебют Жукова в Большом прошел успешно. Но потом в столицу из Сибири полетели телеграммы, и ему лично, и руководству театра, и в Министерство культуры о срочном возвращении - срывается постановка «Искателей жемчуга». Особой производственной необходимости в этом, может, и не было, но свои кадры новосибирская опера беречь умела.

Из театра он ушел ровно в 60.

- Дал себе зарок, лучше годом раньше, чем днем позже, - говорит Анатолий Галактионович. - Для меня было уроком, когда слушал последние концерты Ивана Козловского, он на полуслове брал дыхание, и его было жаль. Для себя решил, что уйду до того, как меня начнут жалеть, сочувствовать, говорить, что уже не тот. Лучше уйти вовремя.

***

Есть еще одна интересная страница в биографии Анатолия Жукова, которая представляется ему не менее значимой, чем жизнь на сцене - это работа председателем областной военно-шефской комиссии (была в свое время такая организация, которая занималась досугом военнослужащих). Создавали концертные бригады, выезжали в военные части, договаривались с театрами, концертными площадками, чтобы «солдатики» не отстали от культурной жизни. Сам он тоже много участвовал в шефских концертах, доводилось отправляться в самую глубинку, на вертолетах, БТРах к ракетчикам, зенитчикам... Бывали с концертами в группах советских войск в Чехословакии, Венгрии, Германии.

- Я прошел солдатскую жизнь, в том числе и фронтовую, - говорит Анатолий Галактионович, - помню, как к нам в полк приезжали артисты и как это было приятно. Я и решил делать для других то, что когда-то делали для меня - скрасить суровую солдатскую жизнь.

За военно-шефскую работу не раз отмечался приказами, в том числе министров обороны Гречко и Устинова.

В его семейном архиве хранится уникальный фотоматериал (фотографией увлекался еще с молодости и с фотоаппаратом не расставался всю жизнь) - театральная жизнь Новосибирска самых разных лет. Выездные концерты, гастроли, выступления в воинских частях. Есть интересный снимок (сделан в ГДР), где в переполненном зале крупным планом заснят военный, самозабвенно наблюдающий за происходящим на сцене, а на руках у него - грудной младенец в пеленках. Снимков - великое множество, и забавных, и серьезных. Этой богатейшей фотоколлекции мог бы позавидовать любой музей.

***

Есть в его фотоальбомах и снимки учеников. Преподавать в консерватории профессор Жуков продолжает до сих пор. На концерте, организованном в честь его круглых дат, на сцене оперного пели ученики юбиляра. Среди воспитанников Риммы и Анатолия Жуковых - обаятельная пара, тоже супружеская, ведущие солисты театра оперетты - Вероника Гришуленко и Алексей Милосердов. Дуэт из «Мистера Икс» в их исполнении звучал просто замечательно.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: