Яндекс.Метрика

«И нюх — как у собаки, и глаз — как у орла»

«И нюх — как у собаки,  и глаз — как у орла»
Живчик Холмс удивил российских зрителей.

Шерлок Холмс — это не просто литературный персонаж. Это — герой, обожаемый с детства! Собирательный образ гениального сыщика, ставший нарицательным... Комедийный фарс, снятый режиссёром Гаем Ричи по мотивам Конан Дойля и преподнесённый русским киноманам в новогоднем прокатном сезоне, для многих стал настоящим сюрпризом.

К тому, что классические произведения могут быть интерпретированы самым оригинальным образом, мы уже привыкли. Чего стоят буйные фантазии по мотивам Дюма — многострадального романиста, которому, должно быть, так часто приходилось «вертеться» в гробу, что деревянный ящик истерся до дыр. Еще в конце 70-х годов прошлого века режиссер Игорь Масленников и Василий Ливанов сумели показать Холмса так живо и убедительно, что невольно верилось: ничего более адекватного по рассказам Конан Дойля снято быть не может. Но все течет, все меняется... И, естественно, герой-детектив, как и положено личности легендарного масштаба, предстал перед зрителями ХХI века в новой неожиданной ипостаси.

Буквально все, о чем мы когда-то читали в книгах, перед походом в кинотеатр придется забыть. Забыть и настроиться на новую волну, на новый, еще нигде и никем не прочитанный сюжет. Необходимо отвлечься также от давних киношных воспоминаний. Если в большинстве классических версий Холмс был не лишен пародийных черт — выглядел этаким чинным джентльменом, вел степенную размеренную жизнь (в которой, тем не менее, всегда было место подвигу!), — у модернизированного Холмса характер совсем другой. В его приключениях есть все: мистика, детектив, комедия, любовная интрига...

Работа режиссера, оператора, сценаристов, композитора заслуживает самой искренней похвалы: благодаря их смелости и мастерству, зрелище получилось драйвовым, современным. Действо протекает (а вернее, проносится) на фоне живописных декораций Туманного Альбиона. На экране оживает Лондон XIX века — перекрестки и кладбища, дворцы и трущобы.

Обаятельный дуэт Холмса и Ватсона приковывает внимание зрителя от первой сцены до заключительного кадра. Эти ребята, как подобает бедовым джентльменам, ежесекундно острят, пикируются, впутываются в драки, выслеживают нарушителей спокойствия, выручают друг друга из ловушек, подстроенных демоническими негодяями.

Главный герой, Шерлок Холмс-2009 (Роберт Дауни-мл.) сильно отличается от тех величавых, забронзовелых типов с трубками в зубах, упивающихся собственной гениальностью, которых мы до сих пор видели на экране. Во всяком случае, в западных киноверсиях. Нынешний Холмс куда более говорлив и подвижен. И нельзя сказать, будто эти качества его испортили. Он лихо боксирует, бросается в погоню хоть из окна, хоть с крыши дома, за словом в карман не лезет, шалит поретивей Карлсона. Его методы расследования столь же эффектны, как приемы великого комбинатора. Благодарные зрители уже успели поместить его в один ряд с такими эксцентрическими персонажами, иконами времени, как Джек Воробей (для Ватсона в таком случае напрашивается сравнение с кузнецом Тёрнером). Герой пожелтелых книг предстает в новом шарме, в новом блеске... которые не очень-то совместимы с традиционно-сереньким «Овсянка, сэр!» и прочими стереотипами.

Что же до Ватсона (Джуд Лоу), то он также существенно изменился. Вместо вечного недотепы, благоговейно тормозящего перед великим сыщиком, мы видим картинно-элегантного, решительного, молчаливого товарища по борьбе. По отношению к которому знаменитое «элементарно, Ватсон!» как-то не звучит.

Поскольку фильм снят на основе классического произведения, отсылы к первоисточнику присутствуют. Например, старая добрая миссис Хадсон по-прежнему на своем посту. Правда, ее роль стала совсем уж эпизодической... Единственное, что запоминается — моложавая внешность: еще бы лет десяток с плеч долой, и вышла бы не экономка миссис Хадсон, а чопорная Мэри Поппинс. Ирен Адлер, вся такая влекущая и «к поцелуям зовущая», выглядит завзятой авантюристкой, а ватсоновская невеста с ее аристократической выправкой на таком ярком фоне несколько даже теряется. Наконец, стоит упомянуть заносчивого Лестрейда и милого домашнего песика, без которых всё было бы не то и не так. Обязательные атрибуты Холмса — трубка, кепка, скрипка — тоже на месте. Правда, музыкальный инструмент в руках хозяина выделывает разные фокусы, прикидываясь то гитарой, то чем-то еще...

А в целом, фильм хоть и попахивает стебным фанфиковым душком, но представляет собой острое, дорогое, красивое зрелище. Стильное и в меру несерьезное. Досадная манера разжевывать события, двойной показ сцен, стоп-кадры для «особо сообразительных» несколько озадачивают, однако неожиданный финал, в котором все мистические фокусы находят вполне разумное, внятное объяснение, дарит истинное удовольствие. И хотя пересматривать этот фильм несколько раз я лично вряд ли буду, однажды пережить это однозначно стоило.


Поделиться:
Копировать