«Пользователь установил ограничение на получение аудиосообщений. Сообщение не доставлено». Отвечать таким шаблоном любителям поговорить весьма эффективно. Собеседники впечатляются и пишут текстом. Авторы телеграмм-канала «Цифровой этикет» делятся стопроцентными способами отвадить любителей отправлять своим собеседникам войсы, то есть голосовые сообщения.
«Звук воды в унитазе, звук метро, голос с бодуна. Многие не догадываются, что отправляют собеседнику куда больше информации, чем говорят. Жаль, что в вотсапе нет функции прослушать, а потом отправить. Звуки вокруг, интонация и темп речи иногда могут раскрыть ненужные детали», - напоминают любителям войсов знатоки цифрового этикета.
Звукозавр не одобряет: молчи или умри
Способ борьбы с войсами - добавить в групповой чат бота Звукозавра. Он будет отвечать на каждое поступающее аудиосообщение, доходчиво объясняя, что лучше воспользоваться клавиатурой, чем кнопкой записи голоса. Хамство, ругань и маты прилагаются, утверждают создатели бота. Типичное сообщение от Звукозавра может звучать так: «А вы знали, что в некоторых южных штатах Америки за аудиосообщения в групповых чатах следует смертная казнь?» При необходимости можно предложить и свой вариант ответа на аудиосообщения.
Скриншот из телеграм-канала «Цифровой этикет».
То, что аудиосообщения действительно раздражают, - это не домыслы людей, имеющих скверный характер. Об этом говорят опросы и статистика. По данным исследования, проведенного журналом о цифровых технологиях CMS Magazine, войсы раздражают 68,8% пользователей мессенджеров. Нейтрально к ним относятся 27,1% человек, и только 4,1% респондентов сказали, что любят обменяться звуковыми посланиями.
Не обнаружил поклонников звуковых сообщений и VN.ru, запустив опрос в одной из социальных сетей.
Чаще всего от аудиосообщений страдают преподаватели, риелторы, редакторы и другие специалисты, работающие с большим объемом информации.
Одно дело – прослушать одно-два таких послания, но что делать, когда их десятки, а на счету каждая минута рабочего времени.
Аудиокот в мешке
«Я объясню, почему бесят: мне просто неудобно их прослушивать. Допустим, я иду по шумной улице или веду урок онлайн. Как понять, что в сообщении? - говорит преподаватель Наталия Александрова. – К тому же
голосовое сообщение - это кот в мешке: пока не прослушаешь - не узнаешь, о чем оно.
Глазами я читаю между делом за секунду, а слушать приходится секунд 10-20, отрываясь от других дел. Кроме того, любители голосовых сообщений обычно велеречивы: там, где можно обойтись тремя словами, они разводят волынку на несколько предложений.
Чаще всего от аудиосообщений страдают люди, работающие с большим объемом информации. Фото с сайта pixabay.com.
Таких сообщений много в родительских чатах, мамы информируют об отмене урока и причинах отмены. Я ничего не говорю, но войсы прослушиваю в последнюю очередь, когда выдается свободная минута».
Возможно, людям лень писать, они торопятся, записывают на ходу, предполагает Наталия Александрова:
Одна мамашка в детсадовском чате прямо выбешивала: обсуждались срочные и серьезные оргвопросы, а она постоянно кидала длиннющие аудиосообщения.
И тебе, к примеру, надо выяснить, что, когда, во сколько, кому сколько денег сдавать, а приходится все эти выплески выслушивать от начала до конца».
«Разговор в одну сторону, мягко говоря, непонятен, - продолжает тему звуковых сообщений жительница Новосибирска Евгения Палатова. - Вы мне что-то наговорили и сидите, ждете, пока я отвечу, а у меня нет даже возможности прослушать, потом идут обидки и недопонимания. Не говоря уже о том, что устная речь все-таки требует устного ответа и подразумевает общение напрямую: сказал-ответил.
Почему такие сообщения существуют, если они всех бесят? Каждое новшество неплохо оплачивается тому, кто его придумал. А насколько оно необходимо, это уже судить тем, кто пользуется. Конечно, бывают ситуации, когда написать невозможно, но почему бы тогда просто не позвонить? Правда, тут еще есть такой вариант: звонил, но не дозвонился, тогда голосовое сообщение вполне оправданно».
Польза от голосовых сообщений
«Единственный случай, когда уместно отправить аудиосообщение в мессенджер, - это если собеседник первый начал так делать, - комментирует Альбина Холгова, президент Национальной ассоциации экспертов по деловой этике, этикету и протоколу, отвечая на вопросы журналистов ТАСС.
Голосовые сообщения — дурной тон в деловой переписке, потому что они удобны для отправителя, но неудобны для получателя.
Прослушать сообщение дольше, чем прочитать его с экрана».
Про голосовые уже давно понятно: к ним сложное отношения из-за асимметричности коммуникации: одному удобно и приятно, а другому – нет, говорят создатели канала «Цифровой этикет», но есть и один плюс. Это неравенство и асимметричность можно использовать как максимально учтивое поведение, чтобы получить быстрый ответ.
«Когда я прошу комментарий у эксперта, я пишу: «Если удобно, вы можете надиктовать голосовым, а я расшифрую и пришлю текст на утверждение», - говорит эксперт в области цифрового этикета Ольга Лукинова. - Обычно ответ приходит гораздо быстрее, чем когда я прошу письменный комментарий. Тот же прием работает, когда вам коммуникация нужна больше, чем собеседнику: сами пишем текстом, а собеседнику предлагаем ответить так, как удобно ему. Какая-никакая, а польза от голосовых».
Самые интересные материалы сайта за все годы объединены в рубрике «Лучшие материалы VN.RU».