Более 30% отказов двигателей в России связано с применением некачественного топлива. В США, Западной Европе и Японии этот показатель не превышает 12%. О том, что делается для контроля качества топлива, и как избежать заправки контрафактной «бодягой», рассказали на сессии образовательной программы по топливной безопасности для профессионалов автомобильной отрасли «Топливный класс» в Новосибирске. Курс подготовлен совместно экспертами РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина (НИУ) и сети АЗС «Газпромнефть».
«Начиная с 2009 года в Российской Федерации действует национальный техрегламент Таможенного союза, регулирующий качество топлива, - напомнил доцент кафедры химмотологии - применения нефтепродуктов НИУ Леонид Багдасаров. – Нефтеперерабатывающая промышленность страны инвестировала огромные средства в строительство новых технологических установок, задача которых – производство компонентов топлив, соответствующих экологическому классу 5 (Евро5)».
Но, несмотря на жесткие налоговые санкции, в нашей стране продолжают работать небольшие нефтеперерабатыващие заводы, выпускающие контрафактную продукцию, не соответствующую нормам. Применение такого топлива значительно снижает надежность двигателей, наносит серьезный ущерб госбюджету.
Генеральный директор «Газпромнефть-Лаборатории» Виктор Чуяков заявил, что количество контрафактного топлива на рынке все еще остается достаточно большим. Но его появление на АЗС начинает снижаться.
«На это есть причины, вводятся «оборотные штрафы», но применение таких штрафов пока еще только точечное, - сказал Виктор Чуяков. - Это связано с тем, что проверок Росстандарта мало. Они заранее декларируются, и организация хорошо представляет, к какому времени приедет Росстандарт проверять качество. Сейчас подход меняется. В декабре 2018 года на совещании комиссии по контрафакту было заявлено, что проверки будут переходить в зону внезапных. К ним будут привлекаться не только специалисты Росстандарта, но и представители общественных организаций. Для общественников разработана методика проверки, чтобы делать ее правильно, не нарушая требований нормативных документов».
Несертифицированные приборы и бытовые экспресс-тестеры, как и «народные» методы оценки качества топлива, не дают достоверный результат, и, по мнению экспертов «Топливного класса», неэффективны. Только аккредитованные лаборатории и специалисты, имеющие сертифицированные приборы, могут дать экспертное заключение о соответствии топлива стандартам качества
В 2019 году Росстандарт запретит продавать на АЗС неавтомобильные виды топлива (керосин и мазут) и еще больше упростит механизм контрольных закупок. Сейчас неавтомобильным горючим торгуют на небольших АЗС в отдаленных районах, подменяя дизель и бензин более дешевыми видами топлива, что не только вредит экологии, но и выводит из строя двигатели машин.
В свою очередь, «оборотные» штрафы могут сильно дисциплинировать владельцев АЗС. Штраф теперь будет зависеть от объема полученной выручки за предшествующий год (1% при первом нарушении, но не менее 500 тыс. рублей, 3% — при повторном, но не менее 2 млн рублей). Раньше средний размер штрафа составлял около 60 тыс. рублей, что для продавцов топлива составляло сущие копейки.
Леонид Багдасаров уверен, что задача контроля качества нефти сейчас достаточно успешно решается рядом российских крупных нефтяных компаний. Все автоцистерны для перевозки топлива оборудованы специальными ГЛОНАСС-датчиками, а также видеокамерами. Любая задержка или отклонение на маршруте становятся предметом разбирательства. Подземные емкости АЗС для хранения топлива связаны с электронными системами учета его поступления и реализации.
Отвечая на вопрос участников «Топливного класса» о том, как же автомобилистам избежать попадания некачественного топлива в бензобак, Леонид Багдасаров напомнил: «Заправлять свои автомобили следует только на АЗС крупных ВИНК (вертикально-интегрированные нефтяные компании, - прим. ред). Это безопасно, экономично и надежно».
Впрочем, такой совет дают все эксперты топливного рынка России. Однако в нашем регионе еще рановато говорить о сокращении некачественного топлива на АЗС. В 2018 году больше всего жалоб от жителей Новосибирской области в надзорные органы поступило на низкое качество горючего. Об этом заявили в конце декабря 2018 года представители межрегионального территориального управления Росстандарта. Около 800 обращений в Росстандарт в прошлом году были связаны с грязным бензином и недоливом топлива. Причем, по словам специалистов, это касается как частных, так и сетевых автозаправочных станций.
«У нас многие сети автозаправочных станций имеют свои филиалы в разных субъектах. И самое интересное, что они включены в реестр даже не как малый бизнес, а как микропредприятие», – сообщила руководитель межрегионального территориального управления Росстандарта Людмила Гаталай.