Мастер планерного спорта Валерий Зайцев демонстрирует фигуры высшего пилотажа. Уверяет: над равниной летать легко, другое дело – горный рельеф.
«Самое красивое для полетов – это горы, склоны. Дойдешь – не дойдешь, там риск большой, поэтому надо все просчитывать. Это очень ответственно – полеты в горах», – говорит мастер спорта по планерному спорту Валерий Зайцев.
Причем именно сибирские горы впечатляют больше всего. Даже Кавказ уступает Алтаю. Новосибирский клуб – самый большой в России, в арсенале – больше 60 планеров. Их поддерживают в рабочем состоянии не только для своих пилотов – на соревнования приезжают со всей страны.
Валерий Зайцев сегодня учит не азам мастерства, а шлифует навыки инструкторов. Каждый из них влюблен в небо.
«Если полет сравнить с музыкой, то планерный полет – это классика. Когда летишь на планере, у тебя ничего нет, ты работаешь только в этой стихии. У тебя нет двигателя», – говорит летчик-инструктор Сергей Сметанин.
Планер затягивает в небо неболшой самолет «Вильга». За день его пилот может взлететь в небо до 60 раз. В начале пилот учится просто держаться на земле за самолетом, потом – в воздухе, чтобы не раскачивало планер и не кренило. И только освоив азы, берутся за фигуры высшего пилотажа.
Планеры 1977 года выпуска. Старенькие, но с тех пор никто ничего лучше не придумал. Идеальны для обучения – прощают ошибки пилотам.
«Все движения воздушных судов регламентированы, все ходят по определенным траекториям в воздухе. Это как дороги: нельзя влево-вправо, все должны летать по определенным маршрутам», – говорит мастер спорта по планерному спорту Валерий Зайцев.
Рекорд Зайцева – 10 часов полета. Максимально планер может подняться на 11-14 километров в воздухе и летать от потока к потоку. И уже тогда появляется ощущение эйфории от управления.
«Это не объяснить, надо попробовать. Ощущение свободы, драйва, адреналина. Я ровно год назад сел в кабину планера и понял, что это вещь, которая без двигателя может выполнять все, что угодно. Фигуры высшего пилотажа», – говорит ученик Василий Татарников.
Сегодня спортсмены зачехляют свои планеры. Осенний сезон подходит к концу. В следующий раз пилоты поднимутся в небо, когда на аэродроме ляжет снег.