Родители
Трудовая жизнь Виктора Павловича Кузнецова всецело связана с железной дорогой. Родился в 1954 году. Школа, армия. Вернулся, начал работать сигналистом, как когда-то и его мать, — прибыл поезд, нужное количество вагонов открепить, сдвинуть, закрепить, доложить о сделанном. Затем регулировщиком движения поездов, помощником составителя, составителем, дежурным по станции. Президентом Б.Н. Ельциным награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, что позволило выйти на пенсию ветераном труда с выработкой не 40, а 35 лет.
Наталья Антоновна Кузнецова, 1958 года рождения, работала с документацией — оператором техконторы. Трудовой стаж на железной дороге 18 лет. Её мама, так же как и у супруга, тоже имела прямое отношение к железной дороге.
Дети
Через полгода старший сын Игорь будет отмечать 30-летие профессионального юбилея. После 9 классов отправился на «Точмаш» (болотнинский филиал завода «Комета»). Собирали детали для магнитофонов. На дворе 1990-й — перебои, нестабильность. В депо набирали людей, Игоря взяли учеником слесаряинструментальщика, постепенно отучился до слесаря. После армии в апреле 1995-го по совету отца устроился на станцию Болотная, где его определили на обучение к составителю. Через два месяца сдал положенные экзамены, из учеников перевели в помощники.
Дежурный по станции Виктор Павлович Кузнецов на своем рабочем месте
Еще через год успешно прошел очередные экзамены, теперь уже на составителя. Эту профессию Игорь Викторович за почти 25 лет изучил, как говорится, вдоль и поперек. Начинал-то двадцатилетним. Его стихия — нескончаемый поток вагонов. Чётные, нечётные, «больные» (на деповской ремонт), элеваторные, для металлолома и так далее. Задача — подать с одного пути на другой. Отцепить, с помощью тепловоза буксировать в нужное место, прицепить. Связь с машинистом по радиостанции, святая святых — два маневровых сигнала, красный «стой» и белый «поехали». Действия четкие, внимание на пределе. Особенно при сложных погодных условиях.
— Никаких поблажек — мороз, жара, дождь льёт как из ведра. Конечно, предусмотрены на случай холодов обогрев, перерывы. Но зимой трудновато, — рассказывает Игорь Викторович. — Раньше коллектив был огромный. Люди ходили, тропинки натаптывали. А сейчас иногда один идешь, местами непролазный снег. Допустим, нужно 25 вагонов отцепить, приходится идти. Конечно, снег вычищают. Но бывает, где-то не успели, либо бураном моментально заносит, а нужно идти и делать свое дело вовремя.
Разряд у Игоря высший, седьмой. Это дает ему право работать не только в пределах родной станции, но и выезжать на перегоны других – Ояшинской и Мошковской. Опытный составитель считает, что сама по себе работа не то чтобы опасна, нет:
— Очень важно, чтобы в одной смене с напарником сработались. Пока я ему не сказал ехать, он не тронется с места ни в коем случае. У нас 4 смены, каждая сформирована. Бывает, кто-то когото заменяет, но в основном все «свои». Если знаешь, что и как делать, то без проблем. Просто сама по себе «железка» опасна в целом.
Есть у Игоря брат, младше его на пять с половиной лет. У него сложилась карьера в руководительском звене. Окончил в Новосибирске железнодорожный техникум. Работал приёмосдатчиком на ст. Новосибирск-Восточный, дежурным на ст. Изынский Тогучинского района. Затем, получив высшее образование в НИИЖТе (ныне СГУПС), перешел в ревизорский аппарат.
Напоследок
Десятки специальностей, сотни должностей, тысячи людей обеспечивают наш с вами комфорт во время движения по железной дороге. Её не зря называют зоной повышенной опасности. Малейшая ошибка может привести к непредсказуемым последствиям. Эффективным средством против сбоев и накладок по-прежнему является профессионализм. А он невозможен без грамотной подготовки кадров, без личной ответственности и, как ни банально, увлеченности своим делом. Садясь в вагон, давайте мысленно скажем спасибо каждому, кто отвечает за наши жизни во время пути.
Опубликовано в газете «Наши новости» №32 от 7 августа 2019 года