Вот что Иван Данилко рассказывает на личном сайте о школе, в которой трудится: «Это образовательное учреждение не совсем обычное: мои ученики — женщины и мужчины 18–30 лет, отбывающие наказания за совершенные преступления. У них есть право на получение образования, и моя задача — помочь это право реализовать». Каким образом учитель выстраивает свою непростую работу? Иван Данилко поделился профессиональными секретами с журналистом «Советской Сибири».
За парту никогда не поздно
— Иван Александрович, ваши ученики — взрослые люди. Как вы убеждаете их, что освоить школьный курс необходимо? Даже если им давно уже «за восемнадцать»…— Значимость обществознания нашим ученикам объяснить очень просто: в программе предмета большой блок занимает нормативно-правовая база, а для людей, которые оказались в исправительном учреждении, знать законы очень актуально. Поэтому к обществознанию у них повышенный интерес. Особенно когда изучаем право.
— Классы формируются по возрастам?— Нет, по уровню образования. По закону все люди в возрасте от 18 до 30 лет, которые отбывают наказание и которые не получили общего образования, обязаны получить его в условиях исправительного учреждения. Если у людей старше 30 лет есть желание учиться, они тоже могут это сделать. Когда человек попадает в исправительное учреждение, мы выясняем, сколько классов он окончил и где именно, обязательно отправляем запрос на подтверждение информации и уже потом формируем наши классы.
— Меняются ли ваши ученики за годы школьного общения? Как, в какие моменты вы чувствуете, что человек пересматривает взгляды?— Наверное, самая показательная для меня история — это когда я пришел работать в вечернюю школу и с удивлением узнал, что мама и сын учатся вместе, параллельно в девятом классе. Только мама учится у нас, а сын — в обычной школе Новосибирска. Как так получилось? Женщина, попавшая в исправительное учреждение, в свое время окончила восемь классов, но ей еще нет тридцати лет, и она получает дальнейшее образование у нас. У нее есть взрослый сын, который тоже учится в девятом классе. Они общались по телефону — в рамках звонков, которые разрешены в уголовно-исполнительной системе, обсуждали школьные проблемы, и их это сблизило. Мама и сын нашли общую тему.
Возможность идти вперед
— Когда вы проводили открытый урок в рамках конкурса «Учитель года», сложно было перестроиться на работу с детьми?— Открытый урок обществознания я проводил в лицее № 200. Тема — процессуальное право, уголовный процесс. На работу с детьми я перестроился достаточно быстро, еще в рамках районного этапа. В принципе, общение с детьми складывалось не только на уроке, но и во время классного часа, на следующий день. Для меня это тоже был очень важный момент: увидеть, насколько дети поняли меня и насколько я понял детей. Это возможность учиться — возможность изменить себя, двигаться вперед.
— Получается, не только преподаватель учит своих учеников, но и сам у них учится? Что дала вам вечерняя школа?— Один из главных уроков, который я извлек, — возможность исправлять свои ошибки. Я видел много судеб разных людей. К сожалению, не всем удается найти выход из трудных ситуаций, но такие люди есть, и я действительно учусь у них. Какими бы сложными ни были жизненные обстоятельства, выход нужно искать всегда.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №18 от 1 мая 2019 года