У православных 15 апреля закончился 40-дневный Великий пост

Фото из архива VN.ru и Андрея Заржецкого
В пятницу, 15 апреля, закончился 40-дневный Великий пост (Святая Четыредесятница) и после Лазаревой субботы и Вербного воскресенья начнется самая строгая неделя 48-дневного предпасхального поста – СтрастнАя. Это у православных, а у католиков наступили пасхальные празднества, и всё потому, что католическая Пасха в 2022 году на неделю раньше православной и католики её отметят в это воскресенье 17 апреля.

История определения дня Пасхи

В первые века христианства сложилась парадоксальная ситуация: одни христиане радостно отмечали Светлое Христово Воскресение, в то время как другие только готовились к этому празднику и усилено постились. И всё потому, что христиане в разных странах пользовались разными методиками. Такая неразбериха в определения дня Пасхи привела к тому, что на Первом Вселенском соборе 325 года этот вопрос стал одним из пунктов повестки дня. После широкого обсуждения участники собора постановили всем христианам придерживаться Александрийской пасхалии, которая определяла день Пасхи на ближайшие года.

Годы единого дня Пасхи для всех христиан

После Первого Вселенского собора постепенно все Церкви перешли на Александрийскую пасхалию и стали отмечать главный христианский праздник в один день. Когда же день христианской Пасхи совпадал с Пасхой иудейской, то практически все Церкви переносили день Воскресения Христова на одну неделю позже. Такие наложения случались вплоть до 783 года, когда из-за астрономических особенностей это перестало происходить.

Календарный раскол

Постепенно преодолев разногласия в вопросах празднования дня Пасхи, вся Церковь стала жить единой литургической жизнью. Это продолжалось и после Великого раскола 1054 года на католический Запад и православный Восток. Но своеобразное единство прекратилось в 1582 году, когда римский папа Григорий XIII ввёл новый стиль летоисчисления, получивший название по имени инициатора – григорианский. Мало того, он внедрил и новый принцип определения дня Пасхи. Отныне дата Пасхи рассчитывалась не по Александрийской пасхалии, а привязывалась к астрономическим явлениям данного периода времени.

В 1923 году большинство православных Поместных Церквей перешли на так называемый новоюлианский календарь, который до 2800 года ничем не отличается от григорианского. Но, перейдя на новый стиль, все православные Церкви высказались за приверженность Александрийской пасхалии. А её принцип отличается от принципа, предложенного папой Григорием XIII.

Правило определения даты Пасхи

Практически во всех источниках как православных, так и католических написано, что Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия. И что это определено на Первом Вселенском соборе. Вот в этом утверждении и заключена главная некорректность – на Первом Вселенском соборе не обсуждался принцип расчёта даты Пасхи, а вёлся разговор о том, какую методику применять. И участники Собора постановили применять всем христианам Александрийскую пасхалию. А вот в самой пасхалии, положенной на юлианский календарь, и был заложен этот принцип расчёта.

Александрийская пасхалия оказалась настолько простой и универсальной, что даже обычные русские крестьяне могли после некоторых манипуляций с фалангами пальцев, определить день её празднования в любой год. Назывался этот совершенно неподъёмный для современников принцип расчёта «вруцелето» (в руке год).

Почему у православных и католиков, как правило, разные даты Пасхи

Все источники пишут, что главная причина расхождений дат празднования Пасхи у католиков и православных – это разница в приверженности к тому или иному стилю исчисления. Но этот факт имеет место лишь пять раз в 19 лет, когда разница достигает, чуть ли не месяца. Происходит это потому, что полнолуние, наступившее после весеннего равноденствия 21 марта, у католиков считается весенним, а у православных нет, так как по юлианскому календарю 21 марта, это только 8-е марта. В остальные годы новый и старый стиль ни при чём.

Главная же причина разницы дат Пасхи заключается в том, что православные используют Александрийскую пасхалию, где такое понятие как «полнолуние» – это чисто расчётная величина, которая не совпадает с истинным полнолунием и в настоящее время наступает на 4-5 дней позже его.

Когда расчётное полнолуние выпадает на следующую неделю после астрономического, то православная Пасха наступает на неделю позже католической. Это происходит восемь раз в 19 лет, как, например, в этом году. А вот, когда расчётное и астрономическое полнолуние выпадает на одну неделю (это случается шесть раз в 19 лет), то даты православной и католической Пасхи совпадают. Последний раз это случилось в 2017 году.

Почему православные Церкви отмечают Пасху, как и прежде

Поскольку, начиная с 1582 года, в мир вернулась печальная ситуация первых веков христианства, когда в одних странах постились, а в других радовались, то вопрос о едином дне Пасхи поднимался не один раз. Но православные остаются приверженцами Александрийской пасхалии, принятой обязательной для всех на Первом Вселенском соборе.

Во многом потому, что использование католической пасхалии приводит к ситуации, когда иногда христианская Пасха совпадает с Пасхой иудейской (последний раз это было в 1981 году), а три раза в 19 лет её опережает на целый месяц (как это было в 2016 году). Всё это приводит к нарушению евангельских событий, из которых известно, что Христос воскрес после иудейской Пасхи. Подобные нарушения в Александрийской пасхалии, а, следовательно, и в православной Пасхе, невозможны.

И ещё один аргумент в защиту Александрийской пасхалии – чудесное схождение Благодатного Огня в иерусалимском храме Воскресения Христова происходит в Великую Субботу именно православной Пасхи.