В минувшую пятницу цена на 92-й бензин откровенно не порадовала дачников, и они немедленно начали звонить в редакцию: «42 рубля 15 копеек, а литр 95-го бензина, которым мы заправлялись в лучшие времена, стоит и вовсе фантастические 45 рублей!»
Многие наши читатели решили не форсировать события и не стали заливать полный бак. И совершили ошибку — утром в понедельник цены поднялись еще на рубль. «Страшно даже подумать, что будет, если стоимость топлива будет расти такими темпами. Скорее всего, к концу месяца придется ходить пешком, что в условиях мегаполиса весьма проблематично».
Экспортировать выгоднее?
Какова же причина такого скачка цен? По мнению экспертов, это произошло из-за роста цен на нефть на мировом рынке, и производителям сейчас выгоднее экспортировать топливо, чем продавать на внутреннем рынке. По словам главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, чтобы вернуть цены на бензин в нормальное русло, надо повысить экспортные пошлины, снизить акциз, а рубль привязать к нефтяным ценам.
В то же время эксперты отмечают, что последние несколько лет различные фискальные сборы, включая налог на добычу полезных ископаемых и добавленную стоимость, постоянно росли. По некоторым оценкам, сегодня их доля в стоимости топлива доходит до 70 процентов. Иными словами, если литр 95-го сегодня стоит 45 рублей (а где-то и выше), то более 31 рубля приходится на различные налоги и сборы.
Но каковы бы ни были причины роста, потребителям от этого не легче. Поэтому в прошлый четверг перевозчики даже вышли на пикет. У здания ГПНТБ собралось около 150 человек. По словам участников пикета, транспортникам, которым последнее время и так нелегко после введения системы «Платон», взлетевшие до небес цены на бензин нанесли очередной удар.
Заработки падают, недовольство растет
— Если ситуация улучшаться не будет и непрогнозируемый рост цен продолжится, недовольство людей усилится, — говорит президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев. — Настроения у нас очень негативные, мы с января работаем в убыток. Топливо — это одно из составляющих в цене, перевозчики не могут пропорционально поднять цену на тариф. Мы возим по стоимости 33 рубля за километр, а топливо стоит уже порядка 45 рублей. Думаю, что в скором времени цены взлетят еще больше.
Таксистам тоже приходится нелегко. Как рассказывает директор ООО «Атлас Групп» Валерий Буторин, рост цен на топливо ведет к увеличению стоимости перевозок, но только не в случае такси. Наоборот, последнее время из-за влияния агрегаторов наблюдается постоянная тенденция снижения расценок на поездки. Доходит до того, что если в такси едут трое-четверо пассажиров, то каждому из них поездка обходится дешевле, чем на маршрутке. Рост цен на бензин тоже имеет негативное влияние.
— Из-за этого заработки водителей такси постоянно падают, — рассказывает Валерий Буторин. — Понятно, что кто-то зарабатывает больше, а кто-то меньше, но за последние полгода заработки снизились примерно в полтора раза. Если раньше водитель такси зарабатывал в среднем 450–500 рублей в час, то сегодня не более 350 рублей. Из-за этого возникает нервозная обстановка, чаще случаются конфликты с клиентами, те, естественно, недовольны. Кое-кто из водителей ставит на свои машины газовое оборудование, но оно тоже стоит денег, которые не у всех есть. Да и вообще, газ для такси — не лучший вариант, так как аппаратура занимает половину багажника. А кто-то и вовсе машины продает, особенно если автомобиль был приобретен в кредит. Пока водители такси молчат, но если и дальше так будет продолжаться, то вполне вероятен социальный взрыв.
Снижение не поможет
Это только начало. Когда бензин дорожает, как правило, цены растут буквально на все — на продукты, товары повседневного спроса, услуги. Чтобы предотвратить негативные последствия роста цен, Правительство России готово снизить акцизы на топливо, причем предполагается, что акцизы на бензин уменьшатся на три тысячи рублей на тонну, а на дизельное топливо — на две тысячи. Снижение акцизов должно произойти не позднее 1 июля нынешнего года. Правда, эксперты по этому поводу особого оптимизма не испытывают.
— Естественно, рост цен на бензин создает негативный фон для перевозчиков, и они так или иначе начинают перекладывать свои проблемы на потребителей, — отмечает президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов. — Как правило, увеличение цен на бензин всегда влечет за собой рост цен на все. Думаю, что предложенные Правительством России меры, я имею в виду снижение акцизов, вряд ли приведут к уменьшению цен. Хорошо, если произойдет их стабилизация. С другой стороны, снижение акцизов — это палка о двух концах, ведь именно эти деньги поступают в дорожный фонд, из которого финансируется все наше дорожное хозяйство. Иначе говоря, если денег в фонд поступит меньше (а так оно и произойдет при снижении акцизов на топливо), придется отказаться от многих планов по строительству и ремонту дорог.
А цена растет…
Согласно данным Новосибирскстата, средние потребительские цены и изменение цен на автомобильный бензин и дизельное топливо в городе Новосибирске составляют:
На АЗС в Новосибирске бензин марки АИ-92 можно было приобрести по цене от 39,45 до 42,55 рубля за литр, марки АИ-95 — от 42,35 до 45,40 рубля, марки АИ-98 — от 45,90 до 47,70 рубля, дизельное топливо — от 44,40 до 48,90 рубля за литр.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №23 от 6 июня 2018 года