Несколько версий «Волги», «Москвичи» и «Запорожцы» и даже первый автомобиль, произведенный в России – знаменитый «Руссо-Балт». Все образцы как будто только с конвейера. Прежде чем попасть в экспозицию машины, как правило, проходят долгую реставрацию. Зачастую детали, которые раздобыть сегодня невозможно, приходится заказывать у фрезеровщика. Обновить кузов – это тоже отдельная задача, у некоторых автомобилей он в таком состоянии, что его нужно формировать практически с нуля. В этом ключе в положительную сторону выделяются автомобили «Волга», у них для обшивки использовали металл толщиной более миллиметра. Так что при реконструкции ржавчину можно стачивать даже болгаркой.
Каждый экспонат, находящийся в музее, имеет свою историю, и любой посетитель сможет найти что-то себе по душе. К примеру, на автомобиле ЗИС-110 в годы правления Иосифа Сталина ездили высшие чины советского руководства. Кроме того, иногда их за выслугу лет дарили военным. Сам Иосиф Виссарионович передвигался на бронированной версии этого автомобиля, от обычной ее можно было отличить по стеклоподъемникам, вместо электрических или обычных весел здесь стояли домкраты, чтобы поднимать бронестекло толщиной несколько сантиметров.
Те, кто помладше, приходят сюда, чтобы изучить историю, а те, кто постарше, вспомнить детство. Юрия Торсуева интересует мотовелосипед «Верховина-4», на котором он рассекал в «Приключениях Электроника». «Верховина-4» получила новый двигатель Ш-52, а на поздних моделях стали устанавливать и Ш-57. Ходовая часть практически не изменилась, но появилось более удобное «полуторное» сидение. Именно «Верховину-4» починил для Сережи Сыроежкина своими «золотыми руками с платиновыми контактами» робот Электроник в культовом советском фильме.
Кстати, уже на следующей день после выхода первой серии фильма Львовский мотозавод зарегистрировал кратный прирост заявок на покупку, в один момент мопед Сыроежкина стал чуть ли не главной мечтой советских школьников.
К тому же актер очень ценит разные мелочи советского быта. А на полках этого музея как раз можно найти коллекцию машинок, елочные игрушки, артефакты военного времени и даже комиссарский наган в кобуре. К слову, Юрий при каждом визите в Новосибирск заходит в этот музей. Говорит, сам увлекается коллекционированием и реконструкцией техники, а его любимая советская машина – ГАЗ-21.
– Я считаю, что таких мест даже в мире мало. Это не просто галерея времени. Я считаю, что когда попадаешь в это уникальное место, то будто оказываешься в машине времени! И конечно, можно много говорить о машинах, потому что здесь представлены выдающиеся экспонаты, – говорит актер Юрий Торсуев.
Помимо техники гражданской, не так давно расширили коллекцию техники военной. Здесь особо выделяется зенитная самоходная установка «Шилка». Такой экспонат есть далеко не в каждом музее, да и характеристики у этого средства противовоздушной обороны выдающиеся. Предназначенная для поражения самолетов, вертолетов и даже летящих ракет, она выпускает почти 3,5 тысячи снарядов за минуту. К слову, это весь боекомплект установки. А те, кому интересна бронетехника старинная, могут ознакомиться с броневиками, есть даже точная копия того, с которого агитировал Ленин. Но на этом развитие экспозиции не остановят – в соседнем ангаре экспонаты, требующие реставрации, и не только автомобили. Один из первых фотоаппаратов, знаменитые советские автоматы с газировкой и многое другое со временем предстанет перед посетителями.