Новосибирск 6.5 °C

Селу — программу будущего

21.03.2006 00:00:00



Открывая обсуждение, губернатор Виктор Толоконский заявил, что если по ключевым вопросам содержания готовящейся программы проект получит положительную оценку, то его не потребуется повторно выносить на рассмотрение президиума администрации области.

Почему нужна такая программа, причем именно в это время? Неужели в нашей области недостаточно тех огромных усилий, что прилагает руководство для поддержки аграрного сектора экономики? В чем видятся резервы?

Нужен эффективный собственник
Сельское хозяйство действительно в центре внимания руководства области. И сделано за истекшие пять лет немало. Предпринимались порой беспрецедентные для отдельного российского региона шаги, просто уникальные, давшие ощутимый эффект в той или иной ситуации на селе. Но время не стоит на месте, оно торопит, требует принятия новых управленческих решений, новых форм участия государства в сохранении и подъеме сельскохозяйственного производства. Именно так видит складывающуюся картину губернатор Виктор Толоконский. Пора бы не к посевной или какой-либо другой кампании на селе озабоченно готовиться, а в целом основательно укреплять сельский образ жизни, замечает он. Работа в регионе, использование областных средств должны быть тесно увязаны с осуществлением национальных проектов, предложенных федеральной властью.

Во главу угла программы ставится поиск эффективного собственника. По мнению руководителей аграрной отрасли, отсутствие эффективного собственника, а проще говоря, настоящего хозяина, адаптированного к новым, рыночным, условиям на селе, во многом тормозит дело. Деревня нуждалась, нуждается и будет нуждаться в помощи, но, помогая ей, государство должно быть уверено, что поддержка направлена на укрепление потенциала хозяйств.

Сильных возвысят, средних поддержат, слабых поднимут?

Что бы ни говорилось, а в последние годы в нашей области больше всего старались финансово поддержать экономически несостоятельные хозяйства. Казалось, вот еще один сезон, еще одна удачная для региона жатва — и прощай, бедность отдельно взятых акционерных обществ, колхозов, производственных сельхозкооперативов. Вложение средств часто давало плачевный результат: вместо ожидаемого подъема экономики следовали низкая продуктивность и рост задолженности. С этим дальше мириться нельзя, считают руководители области. Надо менять подходы. В разработанной программе все сельскохозяйственные предприятия области условно разделены на три группы: сильные, средние и слабые.

Сильных хозяйств — более сотни. Здесь определен собственник, четко обозначено имущество; есть хозяин, взявший на себя ответственность за судьбу сельхозпредприятия. Складывающиеся рыночные условия — тоже не мед для сильных хозяйств, но крепкие сельские коллективы закончили прошлый год с прибылью.

Предполагается, что сильные хозяйства и поддержку получат усиленную. Выражаться она будет в виде субсидирования процентных ставок кредитов, которые доступны этим хозяйствам. Эффективным средством поддержки для таких сельхозпредприятий станет увеличение сроков расчета за кредит до пяти и даже до восьми лет. Сильные хозяйства будут пользоваться всеми формами господдержки, которые предусмотрены бюджетом области в 2006 году.

К средним хозяйствам отнесены те, где в достаточной степени сохранен производственный потенциал, но пока отсутствует эффективная система управления: не сформирован контрольный пакет акционерного общества, нет собственника. Основные усилия тут будут направлены на реорганизацию этих хозяйств. Намечается проводить эту политику более активно, наступательно (время нельзя упускать), не ожидая, когда подобная инициатива созреет в самом коллективе. Власть заявляет, что придет туда в ближайшее время и сама поможет в выборе собственника, в создании эффективной системы управления собственностью.

Наиболее больной вопрос — слабые хозяйства. Банкротство — не панацея, тем более что члены совета усматривают в практике внешнего управления своеобразный предмет бизнеса для некоторых нечистых на руку специалистов.

Так что же взамен? Как быть с теми хозяйствами, которые фактически утратили свой потенциал и в которых производство, можно сказать, свернуто? Такие можно присоединить к сильным хозяйствам, что нередко и происходит в районах области. К примеру, в Баганском районе к крепкому хозяйству «Ивановское» присоединено разбитое рынком акционерное общество «Андреевское». Еще один путь — передача слабых хозяйств фермерам. Такие случаи есть в Болотнинском, Чистоозерном районах. Еще одна возможность для экономически слабого хозяйства — его реорганизация. Здесь не исключено создание всевозможных кооперативов, личных товарных хозяйств. Такой план реформирования в департаменте агропромышленного комплекса области тоже составлен.

Будет у дел и район
Часть намечаемой работы переведут на муниципальный уровень. Сегодня некоторые главы муниципальных районов заявляют руководителям областных структур: мол, вы деньги давали крестьянам, вы теперь с них и спрашивайте их возврата. Впредь муниципальный район будет задействован в поддержке сельхозтоваропроизводителей. Ожидается, что тогда повысится ответственность глав муниципальных образований, всего управленческого корпуса за состояние сельского хозяйства. Некоторые средства будут выделяться хозяйствам непосредственно в муниципальных районах.

Изменения претерпит дотационная политика.

— Я готов при вашей поддержке ввести дифференцированные по группам районов дотации на сельхозпроизводство хозяйствам, расположенным в относительно худших климатических условиях, — говорит губернатор области Виктор Толоконский. — Суммарный объем этих дотаций в будущем году составит 200 миллионов рублей. А в текущем году уместно было бы внести изменения в областной бюджет относительно дотационных ста миллионов рублей. Формы дотации могут быть различные. Отдельные из них опробованы в Кыштовском и Северном районах.

Пять миллиардов — не на ветер
У селян области есть возможность довольно быстро получить на развитие отрасли в общей сумме около пяти миллиардов рублей с обслуживанием этих кредитов за счет средств федерального и областного бюджетов. Предпочтение будет отдано хозяйствам, рентабельно ведущим сельхозпроизводство. Разработано примерно сто проектов, которые можно реализовать в общей сложности на пять миллиардов рублей. Это и приобретение современной техники, и строительство животноводческих помещений, и закупка племенного скота, и реконструкция и ремонт многих объектов.

Губернатор рекомендует провести в нашей области семинары, на которых руководителям, специалистам хозяйств было бы разъяснено, что требуется сделать для получения кредита. Подчеркивается: в качестве залога годится и сельхозтехника, и скот, и постройки, и автомобили, и тракторы. Раньше такой возможности у хозяйств и у фермеров не было. Собственно, любой инвестор, пожелавший участвовать в этих проектах, сможет взять такой кредит.

Тяжкие их долги…
Свыше трехсот хозяйств области закончили 2005 год с убытками. О чем говорить, если средняя рентабельность зерна по области в 2005 году составила лишь десять процентов против 42 процентов в 2004 году. Рынок безжалостен. Долги прилипают к хозяйствам пуще грязи. Уже который раз говорится о необходимости списания их.

Мнения несколько расходятся. Одни руководители считают, что долги нужно списать безоговорочно, потому что они образовались не по вине многострадальной деревни. Другие видят в отрицательных экономических результатах слабых сельхозпредприятий немалую долю субъективного фактора — недоработку со стороны директоров, председателей и настаивают на предварительной реорганизации таких хозяйств с последующим списанием долгов.

В любом случае вопрос о том, сколько еще времени долги будут отягощать крестьян, зависит не столько от членов координационного совета, сколько от решения областного Совета депутатов. По словам руководителя департамента агропромышленного комплекса области Виктора Гергерта, реструктуризация долгов возможна только после «изменения модели того или иного хозяйства».

За санацию хозяйств от долгов выступает и губернатор. Виктор Толоконский говорит, что его не смущает сумма таких санаций: речь идет приблизительно об одном миллиарде рублей. Вместе с тем руководитель области напоминает, что надо активнее работать над всем комплексом неотложных мер, дабы в будущем на шее деревни не накапливались бусы долгов, подобные нынешним.

И новая техника, и вторичный рынок
Надо основательнее заниматься обновлением всей материально-технической базы хозяйств, говорят аграрии. Угрожающие цифры износа сельскохозяйственной техники в России общеизвестны. Даже у нас в области, где за истекшие шесть лет новой техники для села приобретено в 8,5 раза больше, чем за период с 1994 по 2000 год, ситуация весьма тревожная. Правда, радует то, что отработана система взаимодействия с банками, когда кредит на закупку новой техники можно брать под залог той же самой техники.

Рассмотренной координационным советом программой предлагается всячески содействовать приобретению новой, более современной техники экономически крепкими хозяйствами. Для этого уместно в полную мощь использовать возможности, предоставленные национальным проектом в сфере агропромышленного комплекса.

— Мы готовы разработать положение о мерах организации вторичного рынка сельскохозяйственной техники, — сообщает руководитель агропромышленного департамента Виктор Гергерт. – Те хозяйства, которые в состоянии купить хорошую отечественную или импортную технику, могли бы после предпродажной подготовки реализовать бывшие в работе комбайны, тракторы более слабым хозяйствам по доступной для них цене.

Не устарела идея создания машинно-технологических станций (МТС). Их можно организовать в тех районах, где слаба техническая оснащенность хозяйств, и они нуждаются в помощи. МТС проще создать либо при муниципальном образовании, либо при каком-то сильном хозяйстве. Незаменимым мог бы стать опыт механизированного уборочного отряда, много лет действующего при птицефабрике имени 50-летия СССР Коченевского района.

НАВОСТРИЛИСЬ ИННОВАЦИИ В ДЕРЕВНЮ
Имея у себя в области огромный научный потенциал, мы недостаточно используем это благо. Нет твердого мостика между научными учреждениями и потребителями новинок сельскохозяйственной науки. Остается лишь удивляться, как только доходят отдельные разработки ученых до селян.

Положение можно кардинально изменить, если создать инновационный центр. Ученые и практики едины в необходимости его организации. Группа менеджеров-специалистов могла бы наиболее интересные научные разработки превращать в товар и внедрять в практику с выгодой и для ученых, и для хозяйств. К сожалению, таких специалистов у нас пока нет. Может, потому, что нет инновационного центра?..

Похоже, ждать осталось недолго. Предложения, разработанные руководителем департамента агропромышленного комплекса Виктором Гергертом, председателем Сибирского отделения Россельхозакадемии Александром Донченко и ректором Новосибирского государственного аграрного университета Анатолием Кондратовым, в ближайшее время будут представлены на рассмотрение губернатору области. Виктор Толоконский заявляет:

— Специальный центр, который бы выполнял задачу реализации инновационных с использованием инвестиций проектов в законченном виде и действовал на условиях самоокупаемости, я, безусловно, поддержу. Готов подписать документы о передаче ему необходимых площадей и мощностей построенного в учхозе нашего областного образовательно-культурного центра.

РАБОТЕ С КАДРАМИ – СТАТУС ЗАКОНА
Серьезная проблема на селе – кадровая, хотя в работе с кадрами за последние шесть лет появилась масса интереснейших наработок – да таких, что изучать опыт нашей области приезжают специалисты ряда других регионов. В 2000 году подписано постановление о целевой контрактной подготовке студентов вузов Новосибирска. Позже были введены меры материального поощрения руководителей хозяйств. Губернатор вручил каждому ветерану отряда сельских руководителей свидетельство о материальной поддержке из областного бюджета. А когда возникла необходимость закрепить на селе первый выпуск контрактников, было принято постановление о поддержке этих молодых специалистов. В итоге подавляющее большинство контрактников первого выпуска поехало работать в сельскую местность.

Есть и другие — как осуществленные, так и пока только намечаемые — меры подготовки, переподготовки и закрепления кадров на селе. Всей этой работе необходима четкая система – система кадрового обеспечения агропромышленного комплекса. Речь идет о разработке соответствующего законопроекта, в котором было бы прописано, как должны подбираться кадры для села, как готовиться, каким образом оцениваться, кем оплачиваться, как закрепляться, как готовиться резерв и специалисты для антикризисного управления. По оценкам некоторых экспертов, основу для создания законопроекта о кадрах жизнь уже настоятельно диктует, и к середине года такой документ появится.

ВСЁ ДЛЯ КРЕСТЬЯНИНА
Сельскохозяйственное производство нашего региона в нестабильные полтора десятка истекших лет несло какие-то потери («набивало шишки», как отмечено на заседании координационного совета), но в чем-то и наращивало свои силы. По мнению некоторых руководителей, область даже чрезмерно увлеклась производством продукции и несколько упустила решение ряда проблем. Необходимо подтягивать решение вопросов собственности на селе, совершенствовать (а кое-где и начинать выстраивать с нуля) земельные отношения в рыночных условиях. Как уже было сказано, остро актуальным остается выбор путей реформирования хозяйств. Должны измениться формы государственной (федеральной и областной) поддержки не только сельскохозяйственного производства как такового, а и всего сельского образа жизни.

Сложность разработки программы первоочередных мер, направленных на поддержку агропромышленного комплекса, в том, что необходимо помочь крестьянину, в каком бы районе, уголке области он ни проживал. Изменения методов господдержки будут касаться и районных управлений сельского хозяйства, и областного департамента. Не исключены и структурные перемены. Село нуждается в помощи не только чисто отраслевых специалистов. На первый план выдвигается практическая помощь в реорганизации хозяйств, в подготовке и заключении договоров реализации продукции, в правовых вопросах широкого спектра. В муниципальных органах управления необходимо иметь специалистов, ответственных за движение средств, направляемых на государственную поддержку сельхозпредприятий.

На местах потребуется предпринимать специальные меры социального обустройства села. Условия жизни, быта должны быть изменены с тем, чтобы люди не уезжали из глубинки. Состояние больниц, школ, строительство дорог, всевозможных социальных объектов — всему планируется усилить внимание. Уже подписано решение о том, что каждой молодой семье, работающей в агропромышленном комплексе, при оформлении кредита для приобретения или строительства жилья будет выделяться безвозмездная субсидия из областного бюджета на сумму сто тысяч рублей.

Депутат Госдумы Николай Харитонов, присутствующий на заседании и введенный в состав координационного совета, дал высокую оценку тщательно проработанной программе первоочередных мер в агропромышленном комплексе Новосибирской области. Земляк обещал активно участвовать в работе координационного совета и выразил надежду, что в нашем регионе будет неотступно «прорабатываться вопрос социального обустройства села».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: