Темы повышения стоимости проезда в муниципальном общественном транспорте и грядущего перехода на систему безналичной оплаты уже неделю не сходят с новостных лент. Инициаторами первой из новелл стали депутаты горсовета Новосибирска.
Себестоимость перевозок в общественном транспорте, утверждают они, гораздо выше, чем цены на билеты. Дебет с кредитом в таких условиях транспортникам свести не удается. Долги «Горэлектротранспорта» превысили полмиллиарда рублей. Народные избранники решили обратиться к региональным властям за «экономически обоснованным» тарифом. Для выхода хотя бы на себестоимость требуется повышение цены проезда на пять рублей — до 23. Заметим, речь идет не о повышении комфортабельности поездок, модернизации подвижного состава, а о банальном выживании наземного электрического транспорта как вида. Выходит, его содержание обходится дороже подземки?
Начальник управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Александр Лаврентьев разницу в себестоимости перевозок и цене на билет подтвердил. Однако корректировки тарифов на проезд в 2016 году не будет, заявил министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергей Титов на пресс-конференции в ТАСС: «В феврале 2016 года разговор шел о поднятии цены на рубль, но по представленным документам департамент по тарифам вынес решение о том, что нет необходимости поднимать тариф прямо сейчас. Посмотрим к концу года, как будет складываться экономика у наших перевозчиков». Глава минтранса напомнил, что предыдущее повышение тарифов было в 2015 году. Тогда цены на билеты выросли на 2 рубля. Перед этим билеты дорожали в 2013 году.
Инициативу городских депутатов рассмотрят Законодательное собрание области и региональный департамент по тарифам. Мы задали вопрос законодателям: как они относятся к идее повысить тариф. Фёдор Николаев, председатель транспортного комитета Заксобрания, отметил, что утверждение нового тарифа должно быть основано на точном расчете. Депутат Владислав Кошкин заявил, что с позиции народного избранника он против необоснованных повышений. При этом он отметил: за любым изменением тарифов стоят экономика, работа муниципального транспорта. И для того, чтобы делать выводы, необходимо эту экономику знать. В профильном комитете еще не рассматривали этот вопрос, но в любом случае ему будет дана парламентская оценка.
Еще одна вынужденная мера — постепенный переход на безналичный расчет в транспорте, чтобы взять под контроль каждую совершенную поездку и уйти от черного нала, оседающего в карманах недобросовестных работников, что подрывает экономику транспортных предприятий. Как пояснил начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Сергей Райхман, основной смысл — наведение порядка и дисциплина.
— Сейчас транспортными картами рассчитывается примерно половина пассажиров — 460 000 жителей, — говорит Райхман. — Мы надеемся заметно увеличить этот процент. Будем пропагандировать, разъяснять, что безналичный расчет в транспорте — это удобно. В будущем увеличим скидку по оплате транспортной картой. Ввести транспортные карты планируют и в маршрутных такси. Так порядка на дорогах станет больше.
Терминалы будут учитывать пассажиропоток на каждом маршруте, что позволит оперативно регулировать маршрутную сеть и график движения пассажирского транспорта. Напомним, транспортные карты в Новосибирске используются почти 10 лет. Чтобы горожанам было удобно их пополнять, сеть пунктов, где это можно сделать, расширят: сейчас в Новосибирске их более 400, откроют еще 240 — в киосках «Роспечати», «Подорожника» и так далее.