Новосибирск 4 °C

Новосибирск, тринадцатым будешь?

18.11.2011 00:00:00

Просвещённый читатель, разумеется, уже наслышан о данной акции культурологов и управленцев отнюдь не только Перми, которая, зародившись всего год назад, тут же стала достоянием уже дюжины других регионов России, включая Санкт-Петербург и Ингушетию. Проект поддержала партия власти, и гости от этого родства не открещивались, более того, на прямой вопрос ответили утвердительно: да, власть, безусловно, нужно использовать в нужный период и в нужном месте. Впрочем, назвать вовсе не по протоколу одетого министра пермяков госчиновником язык не поворачивается, да он и сам не претендовал: мол, дорабатываю последние недели, а там меня ждут другие дела… Недолгим был этот период в судьбе политтехнолога, доктора экономических наук Николая Новичкова, если учесть, что начинался «Культурный альянс» его идеологами Антоном Губанковым и Маратом Гельманом еще при другом пермском министре — Борисе Мильграме.

Не только в Первопрестольной
Коротко суть уже нашумевшего проекта можно сформулировать так: регионы объединяют усилия и возможности для создания новой эстетической среды, в которой главное место отводится возрастающим запросам духовно развитых и развивающихся людей: это обмен прежде всего современными культурными ценностями, включая театр, изобразительное искусство, литературу и т.д. и т.п. Основная идея проекта, как записано в манифесте инициаторов, — создание механизма модернизации культурной жизни в российских регионах до столичного уровня. Потому что для культуры слово «центростремительный» (когда все самое яркое «кустится» вокруг Москвы) не всегда позитивно. То есть, чтобы не только инновационной экономикой прирастала Россия, но и сферой духовной. А так как то и другое взаимосвязано, в ряду задач проекта — привлечение новых инвестиций, чему будет способствовать культурная привлекательность региона.

Неравнодушного народа на презентации собралось изрядно, и вопросы к Николаю Новичкову были весьма заинтересованные: а что даёт «Культурный альянс» самим творцам, то есть деятелям культуры и художникам? Насколько массовость проводимых в Перми и иных городах мероприятий соотносится с качеством? А как там у вас с авторским правом и прочими, не очень удобными понятиями? Спросили даже: переезд маэстро Теодора Курентзиса в Пермь — это тоже часть вашего проекта? И почему Марат Гельман выглядел не очень убедительно в теледискуссиях на заданную тему?

Николай Новичков, отдадим должное, отвечал честно: да, проблемы есть, на днях пермские сторонники традиционного искусства даже митинг провели под лозунгом «От вашей культуры слоны дохнут!», но если всего бояться и в лес не ходить, то вообще ничего нового не сделаешь. В искусстве тем более…

И пирамиды были модерном
Скажем прямо, революционных попыток по-новому, на эстетических принципах организовать среду собственной жизни человечество предприняло уже немало. Если смотреть очень уж широко и глубоко, то египетские пирамиды и храмы тоже когда-то были современным искусством, не говоря о культурных феноменах России XX столетия. Но в сознании людей любого поколения всякая революционность, увы, вызывает настороженность… И потому лозунги типа «Ура, сделаем нашу жизнь эстетически оформленной современным искусством!» неизбежно воспринимаются также с осторожностью, даже если исходят от самых-самых авторитетных верхов. И всё же даже на самый консервативный взгляд в новом проекте есть весьма значительное рациональное зерно: обмен культурными десантами регионов огромной страны почти прекратился в новые времена. Те же сибиряки, стосковавшись по театральным гастролям, затеяли прекрасный театральный фестиваль «Сибирский транзит». А уж о Рождественском фестивале искусств говорить вообще излишне. Довольно редкие благотворительные наезды отдельных московских театров пока не восполняют прежнего уровня гастрольного обмена. Многочисленные коммерческие «рандеву» с антрепризой тоже вопрос не решают. Но ростки культурного обмена по-новому, безусловно, есть. И инициаторы проекта «Культурный альянс» предлагают возделывать это поле более интенсивно.

— А почему бы и нет?! — соглашались новосибирские деятели культуры. Суть проекта привлекательна, возможности есть; наш город, прямо скажем, не последний в ряду культурных центров России; площадок достаточно, желающих себя показать — тоже. Значит, время, вперёд?

ФАКТ
Оценка наследия Пикассо выше рыночной капитализации «Газпрома».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: