Ежегодный фестиваль «EURIKA!FEST-2016» прошел на днях в Новосибирске. В рамках мероприятия заведующая лабораторией поведенческой экологии Института систематики и экологии животных СО РАН Жанна Резникова прочла собравшимся открытую лекцию о разнообразии когнитивных (познавательных) потенциалов в животном мире, сообщает издание Наука в Сибири.
Не смотря на то, что все мы привыкли считать венцом творения именно человека, животным тоже не чуждо умение считать и запоминать. Самыми способными счетоводами оказались полевые мыши, которые способны отличать изображения с 8 фигурками от изображения с девятью, что является, выражаясь научным языком, плохо различимым множеством. Такому достижению могут позавидовать некоторые племена Южной Америки. В 2005 году в джунглях Амазонки нашли несколько родственных племен, в чьем языке нет чисел больше четырех.
Неплохим счетоводом является хомяк, однако результаты его гораздо боле скромные. 5 от 10 может отличить только двое подопытных из 30, но зато все хомяки прекрасно решают другую задачу – поиск входа в укрытие. А вот полевые мыши здесь имеют трудности.
— Интеллект у разных видов, принадлежащих к фауне, в разных доменах (областях) работает неравномерно. Зачастую животное можно научить только одной задаче, а другую он выполнить не сможет, — рассказывает Жанна Резникова.
Тоже самое со зверями и птицами, которые делают запасы на зиму (кенгуровые крысы, белки, сойки). Они могут запоминать расположение тысяч тайников, что превосходит возможности человека, но не могут решать арифметических задач.
Обезьяны гораздо лучше людей запоминают лица, а голуби проявляют удивительные способности к категоризации. Выяснилось, что у птиц умение распределять предметы по категориям развито на уровне трехлетнего ребенка.
Некоторые животные очень сильно различаются по своим способностям внутри вида. Например, считать и передавать информацию о подсчетах могут только муравьи-разведчики. Муравью-солдату такие навыки не нужны. Зато он легко жертвует жизнью, чтобы защитить свою группу. По словам Жанны Резниковой, у каждой популяции их обучение зависит от самых разных обстоятельств. Например, у сурикат способность справиться со скорпионом зависит от того, насколько у них умелый учитель.
— Члены животных сообществ плохо перенимают навыки у своих собратьев. Поэтому, даже если несколько особей в популяции проявляют сообразительность — как, например, два орангутанга на острове Борнео, которые научились ловить рыбу — они не могут передать эти умения сородичам. Разум человека универсален. К тому же, человек обладает высокой способностью к социальному обучению, к подражательству, склонности учиться у других членов своего социума, — резюмирует исследовательница.