Доходы россиян снижаются, а цены на крепкий алкоголь все растут. Поэтому и стали граждане чаще пить непредназначенные для этого спиртосодержащие жидкости – такие, как лосьон «Огуречный», «Бояра», настойки боярышника и шиповника, спиртосодержащие добавки «Хлебный» и «Пшеничный».
Желание поднять себе настроение и при этом сэкономить нередко доводит до трагедии. Так, два года назад в Забайкалье от отравления фальсификатом скончались 14 человек. И вот - новая беда. В Иркутске - полсотни пострадавших, десятки погибших. Причиной стал косметический лосьон «Боярышник», который употреблять внутрь категорически запрещено. Все жертвы жили в одном районе, все - из социально-неблагополучных слоев населения.
Правительство уже предлагало установить акцизы на спиртовые лекарственные настойки, бытовую химию и косметику. Фармацевт Юлия Неупокоева работает в аптеке три года и говорит, что на спиртовые настойки и растворы всегда был спрос. Флаконы с дозировкой по 50-100 миллилитров расходились быстро. Однако в последнее время форма выпуска изменилась. Платить около 40 рублей за 25 миллилитров согласны не все.
- Цена довольно дорогая, и поэтому для каких-либо других целей у нас его не берут. В основном, покупают пенсионеры, они изготавливают в домашних условиях седативный сбор, - рассказывает Юлия Неупокоева.
В магазине как и в аптеке про акцизы на спирт слышали, но не уверены, что это коснется и косметических средств. Их и так берут немного, признаются продавцы, а если цена еще поднимется, вообще покупать не будут. Есть, конечно, «постоянные клиенты», которые утром или вечером приходят специально, но их один-два, не более.
- Берут «Тройной» одеколон, но обычно немного. В основном, это бабушки и дедушки, которые давно используют его. Берут растирать, например, спину. А так, много не берут, - рассказывает продавец косметического отдела Мария Тарасова.
Если предложение будет принято, то, в первую очередь, пострадают пенсионеры. Цены на настойку «Валерианы», «Корвалол», «Валокордин» после введения акциза взлетят, и пожилые люди будут вынуждены чаще вызывать «Скорую помощь». Компаниям, выпускающим настойки, в свою очередь, будет невыгодно продавать продукцию по высокой цене. Среди производителей третье место по России занимает Бердский комбинат с годовой выручкой 200 миллионов рублей.