«Столицей телефонного мошенничества стал Днепропетровск. По нашей оценке, не менее 30% взрослого населения города активно участвовало в телефонном мошенничестве. Кол-центров в этом городе в пике было не менее тысячи. В какой-то период они даже стали конкурировать друг с другом», — заявил заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов в интервью телеканалу «Россия-24».
Специалисты Сбербанка детально изучили один из кол-центров Бердянска, после того, как Вооруженные Силы России освободили город. Все оборудование бердянских кибер-преступников передали российским специалистам. «Доходы этого кол-центра составляли около 300 миллионов рублей в год», – добавил Кузнецов.
Как считают в Сбербанке, киберпреступность Украины имеет все признаки сращивания с государственными и правоохранительными органами этой страны. Фактически, России объявлена кибервойна. «Мы понимаем, кто ее ведёт, в каких масштабах она ведется, и с территории какого государства она ведется. Киберпреступность, кибертерроризм происходят при поддержке правительства Украины», – считает зампред правления Сбербанка.
Инфраструктура, с помощью которой Украина ведет кибератаки против России начала появляться еще в 2014-2015 годах. Уже к концу 2017 года потери граждан стали составлять десятки миллиардов рублей, – утверждают в Сбере.
«Цифры украденных денег из кошельков россиян в 2020 и 2021 годах уже достигали более сотни миллиардов рублей. На обогащение преступных группировок, на подготовку к войне, на поддержку националистических движений. Все деньги уходили на эти цели», - добавил Кузнецов.
Как считают аналитики банка, Украина ведет кибервойну сразу по нескольким фронтам. Киберпреступники и телефонные мошенники похищают персональные данные россиян, забираются в их кошельки и массово распространяют фейки. Кроме того, активно ведется кража информации, в том числе и закрытой, у юридических лиц.
Поток фейковых новостей приобрел характер лавины в последние полгода, после начала специальной военной операции. По данным аналитиков Сбербанка, количество фейков уже исчисляется миллионами.
«Мы фиксируем за последние 7-8 месяцев не менее 2 миллионов фейковых сообщений в Telegram-каналах. В период частичной мобилизации количество этих фейковых новостей доходило до миллиона сообщений за 3 недели», – рассказал Станислав Кузнецов.
С началом частичной мобилизации и присоединения к России территорий ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей кибервойна против нашей страны приобрела небывалый масштаб. Как заявляют в Сбербанке, 7 октября на серверы учреждения была совершена крупнейшая кибератака. Не менее 30 тысяч устройств и 104 тысячи хакеров за рубежом атаковали компьютерную сеть банка в течение 24 часов и 7 минут.
При этом перебоев в работе банка хакерам достичь не удалось: «Наши специалисты нашли все необходимые ресурсы, чтобы успешно отразить эту атаку», – сообщил зампред правления банка Станислав Кузнецов.
По данным специалистов финансовой организации, в 2022 года банк выдержал не менее 470 хакерских атак. Это больше, чем в предыдущие семь лет. Системы защиты банка работают и на сохранность денег клиентов от посягательств кибермошенников. В этой области технологии Сбера считаются одними из лучших в мире.
«Платформа, которая занимается защитой наших клиентов, позволяет сегодня при любой попытке украсть деньги, с точностью 99,5% не дать преступнику вывести средства, даже если клиент не заметил, что он попал в ситуацию, когда он фактически самостоятельно переводит свои средства преступнику», — добавил топ-менеджер. Помимо такой превентивной системы защиты средств клиента, в банке запустили и специальный информационный ресурс, который поможет не попасться на «удочку» телефонного мошенника.
«Уникальная библиотека знаний в области кибербезопасности портал «Кибрарий» содержит инструкции, видеоролики, а также различные сценарии киберпреступлений, которые совершаются против россиян», – рассказал Кузнецов в интервью телеканалу «Россия 24»..
В частности на «Кибрарии» опубликованы инструкции, которым следуют мошенники при разговоре со своими жертвами. Как выяснили эксперты, схемы обмана стали многоэтапными, диалог с клиентом может вестись нескольких дней. Злоумышленники могут повторно позвонить обманутым гражданам, чтобы обмануть их еще раз, отмечают в «Сбере».
По прогнозам экспертов, до конца 2022 года официальный объем похищенных средств россиян (заявленный в рамках обязательной отчетности) превысит 15 миллиардов рублей. Неофициальный объем оценивают еще в 165 миллиардов рублей. До 90% всех кол-центров, которые работают против россиян, расположены на территории Украины. При этом больше половины похищенных средств выведены кол-центрами Днепропетровской ОПГ, сообщают в Сбербанке.