К этому соглашению сибирские ученые и федеральные авиастроители шли много лет. Сегодня партнерство скрепили подписями. Выгода очевидна для обеих сторон. Авиастроители думают о том, как бы поднять производство летательных аппаратов на новый уровень: проектировать быстрей и качественней. Наука же не может работать в отрыве от производства. Сотрудничать планируют сразу по нескольким направлениям.
«Наши институты очень сильные в математических вычислениях, моделировании. К тому же мы переходим на композит материалы: на углепластик, новые пожаропрочные сплавы, которые выдерживают экстремальные нагрузки», – отметил председатель СО РАН Александр Асеев.
Нашим ученым действительно есть, что предложить авиастроителям. К примеру, в этой лаборатории создают так называемое умное волокно. Его встраивают в каркасы мостов, высотных зданий. Например, в новосибирский Технопарк. Внешне оно похоже на леску, но возможностей гораздо больше.
«Внутри есть стекло, оно покрыто специальным веществом. Если вы такое волокно поместите в композитный материал, соответственно, вы можете осуществлять мониторинг и температуры, и деформации», – сообщил научный сотрудник лаборатории волоконной оптики Института автоматики и электрометрии СО РАН Александр Достовалов.
То есть ученые будут знать, что происходит внутри материала, из которого сделан мост или самолет, и смогут вовремя обнаружить дефект. Датчики не боятся ни электромагнитных помех, ни высоких температур. Сибирские – особо прочные.
Здесь печатают металлические детали на лазерном 3D-принтере, который, кстати, разработали сибирские ученые. Именно таких машин в России больше нет. Могут напечатать детали, каких на заводе не сделаешь. Пока их не продают. Отрабатывают производство.
«Можно сделать детали такие, каких на станке не сделаешь. И человеческий фактор исключается, значит, нет ошибок», – отметил главный специалист-технолог лаборатории лазерной графики Института автоматики и электрометрии СО РАН Сергей Баев.
Получается и аккуратнее, и быстрее. К примеру, вот такую деталь можно напечатать за 10 минут. Благодаря инновационным решениям, сибирские ученые примут участие и в крупном международном проекте – строительстве российско-китайского самолета.
«Широкофюзеляжный, дальнемагистральный самолет, по которому сегодня ведутся совместные работы с российской и китайской сторонами, сегодня представляет собой амбициозный проект практически во всех областях: и в динамике, и в материалах», – убежден вице-президент по инновациям Объединенной авиастроительной корпорации Сергей Коротков.
Модернизировать парк стратегической авиации, увеличить энергоемкость летательных аппаратов – задач у авиастроительной корпорации много. И работы ученым Новосибирского Академгородка хватит на десятки лет.
Фото Андрея Соболевского с сайта издания «Наука в Сибири»